cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Анатолий Цейтлин: Смотреть анализировать и формировать собственный взгляд.  

 
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  28 Сентября 2017
Репутация: 451  [+] , сообщений: 13 521 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Интервью с членом Белорусского союза архитекторов, профессор Международной академии архитектуры, руководитель творческой мастерской «ТМ-7» Анатолий Зиновьевич Цейтлин. Автор многих общественно значимых объектов и жилых комплексов, которые активно участвуют в формировании облика Минска. Один из самых востребованных архитекторов со своей четкой жизненной и профессиональной позицией.



Состоявшемуся профессионалу, который почти полвека плодотворно трудится на ниве зодчества, вроде бы нелогично задавать вопрос, как и, главное, почему он пришел в архитектуру. И все же, Анатолий Зиновьевич?..
Знаете, в детстве я не был образцовым ребенком, учился средне, вращался в отнюдь не интеллектуальной дворовой среде. Но умеренная тяга к рисованию, искусству во мне жила. По совету отца поступил в строительный техникум, где и сделал первые шаги на пути к познанию. Вел нас к нему архитектор Василий Иосифович Геращенко – настоящий Учитель. Благодаря ему, его интересным и познавательным рассказам была зажжена та искра, которая и сегодня пытается не гаснуть.
 
А пройденный жизненный путь можно обрисовать в двух словах. После техникума был распределен в Военпроект, в котором проработал 10 лет, параллельно учился в БПИ. Со временем стало тесно в рамках этого замечательного, но довольно специфического учреждения, и я перешел в Минскгражданпроект, отработал там без малого 20 лет. После этого ушел в самостоятельное плавание на «корабле» под названием «Творческая мастерская-7».


Общественно-жилой комплекс по ул. Богдановича.

Что сформировало Вас как архитектора?
Собственно, отношение к работе, к своему делу и формирует в конечном счете личность архитектора как такового. Дальше уже твой профессионализм накапливается с годами или… не накапливается.
 
Ведь конечный результат – понятие философское. Я никогда не пытался и теперь не пытаюсь пыжиться насчет того, какие мы замечательные. Никогда не чуждался заглядывать в литературу, и поскольку образ собственного мышления основывается на базе теории и практики, всегда считал, что работы коллег по профессии – и белорусских, и зарубежных – являются определенной школой.
 
Надо смотреть, анализировать и исходя из увиденного формировать собственный взгляд, этическую позицию, творческий метод, наконец. Это не плагиат, не передирание чужих идей – это определенная школа. Учиться никогда не поздно.


Технический центр национальных сборных команд Республики Беларусь по футболу по пр. Победителей

Можно ли сказать, что Вы являетесь характерным представителем белорусской архитектурной школы?
Не думаю, да и школы оригинальной белорусской у нас нет. Я не лукавлю, но, честно говоря, сегодня не греет мне душу то, что сделано. Внук гордится, в школе хвастается: мой дедушка профессор.
 
Но мне кичиться лаврами, достижениями, которые я заработал (и вполне заслуженно, добавим мы) как-то не с руки. По прошествии лет, критически анализируя то, что запроектировано, у меня не возникает никаких иллюзий. У нас из чего состоит архитектура? Из жилых домов. Есть пара-тройка объектов, которые называют «нашим лицом». А все остальное заключается в жилье. Можно же делать жилые дома по главным магистралям города именно со столичным оттенком. Не панельные, не разукрашенные в синие, желтые, зеленые цвета. А посмотрите, что мы строим! Такую архитектуру я, без ложной скромности, изображу за 15 минут.
 
А когда начинаешь что-то придумывать – элементы, детали, вентфасад вешаешь, слышишь упрек: «Анатолий Зиновьевич, вы себе памятник за наши деньги хотите поставить?». Какой памятник, вы же на главной улице это cтроите! В общем, сейчас все творчество сводится к одному…

И к чему же?
Может, это не по-советски прозвучит, но все-таки главенствующий фактор во всем – деньги. Недавно прочитал в журнале «Архитектура России» интервью питерского зодчего Евгения Герасимова «Хорошая архитектура за хорошие деньги». А под названием примечание: «именно в такой последовательности». И с этим не поспоришь. Как бы хорошо ты ни изображал все на бумаге, если проект воплощается в жизнь из дешевого материала, который непонятно как попадает на наш рынок, даже сертификаты имеет, то какая может быть архитектура?..
 
Нас в свое время воспитали в духе бессребреников: о деньгах ни слова, это неприлично. Собственно говоря, деньги – не самоцель.
 
В моем понимании это результат отношения к нашему труду. Однако на сегодняшний день имеет место быть абсолютное неуважение к труду, к Творчеству.


Посольство Казахстана в Республике Беларусь.

Вы проектируете в основном для столицы. И часто критикуете градостроительные подходы к формированию ее архитектурного облика. Каким бы Вы хотели видеть Минск?
Я уже не раз об этом говорил. Хотелось бы, чтобы Минск состоялся как европейский город, как столица государства европейской направленности. Чтобы его архитектурный облик был представительный, интересный, чтобы был мощный, концентрированный деловой центр, чтобы жилая зона соответствовала всем параметрам и удовлетворяла необходимым потребностям. А что получается? От наших рисунков до реализации – это путь со слезами на глазах.
 
Да, делаем, все-таки многое умеем, в проекте все красиво, замечательно. Начинается реализация – и пошло-поехало: это убрать, то упростить, это нам не надо, и тут проектировщик оказывается между молотом и наковальней. Личные мнения, амбиции игнорируются полностью: это все дорого, этого нет, то делать не будем.
 
Максимум, что сделаем, – покрасим фасад краской. Городским архитектурным властям надо перед застройщиками ставить вопрос ребром: нет достаточных средств – не стройте, идите за кольцевую, делайте там свои избушки и выкрашивайте их в розовые цвета. Как можно пускать таких людей в центр города? Тем не менее они неизвестно какими путями получают соответствующие согласования…


Гостиница по ул. Зыбицкой.

А к высотному строительству в нашем городе как относитесь?
Высотные сооружения – это не просто шедевральная архитектура. По большому счету, эти величественные, сложные в инженерном плане сооружения – мощь и процветание государства. Неизгладимое впечатление своей архитектурой, в первую очередь высотными сооружениями, произвели на меня в середине 1990-х города Соединенных Штатов и Дубай, куда я попал в 2007 году. Это был удар по мировоззрению архитектора, воспитанного советской школой. Вообще Дубай в плане архитектуры – отдельная песня, место эксклюзивной архитектуры, где воплощаются в жизнь самые нереальные замыслы. Там ничего не повторяется, все сооружения просто великолепны – захватывает дух. И у нас для создания силуэтов нужно делать не десятиэтажные здания с ненужными башенками, а строить 50 этажей – эффектно и выразительно, чтобы иметь возможность обойтись без бессмысленных деталей…

У определенной категории специалистов бытует мнение, что Минск должен быть средне- или малоэтажным. Приводятся примеры из зарубежной практики, где такой подход продиктован мотивами исторического характера, когда центры столиц не были разрушены до основания и, безусловно, они заботливо реконструируют эту часть. Лично я считаю так: Минск – столица государства, пусть и небольшого. Поэтому надо очень тщательно и скрупулезно подходить к таким однозначным мнениям. Да, есть места, где целесообразно делать невысокую застройку, а есть такие, где нужны высотки, потому что любые высотные сооружения – это амбициозная тема. У кого есть амбиции, хотят сделать выше, больше, красивее.


Административное здание «Лект» по пр. Дзержинского.

У Вас есть свой подход к организации пространства, свой отличительный стиль?
За все годы деятельности у меня ни одного одинакового объекта не было. Я все пропускаю через себя – ведь идеи рождаются снаружи и внутри, делаю эскизы, выбираю общий образ. Да, есть некий стиль, не скажу что фамильный, присутствует понимание, видение сути в архитектуре. Все это, безусловно, прослеживается. Иногда пытаюсь дернуться в какую-нибудь сторону, потом чувствую: что-то не то, не мое. И возвращаюсь к истокам. Но чему я методично следую – композиционное, образное решение подчинить общей градостроительной концепции, учитывая масштаб, силуэт, стилевые особенности архитектуры, интересы и законы места, где объект будет построен.

Ваша мастерская – одна из самых востребованных в Минске, и объекты, что бы Вы ни говорили, всегда выделяются своей формой, обликом...
Безусловно, мы все делаем с максимальной отдачей: жилые дома и комплексы, бизнес-центры, общественные здания. Был период, когда я даже позволял себе отказываться от работы, которая мне неинтересна или если мне пытались навязать собственное, не совпадающее с моим видение – проще говоря, халтуру. Одна из последних крупных работ, которой я в общем-то доволен, – бизнесцентр «Титан» на Юго-Западе, он, кстати, выполнен почти идентично тому, как выглядел на бумаге, что бывает крайне редко.

Проект «Червенский парк» на Маяковского в свое время получил большой резонанс в профессиональном сообществе. По сути, это целый квартал, объединенный общей концепцией. И большим вдохновением, с которым над ним трудились… Какова его судьба?
Над этим кварталом мы работали на протяжении 8 лет. Определили участки застройки, их функции, выстроили между ними связи. Главная концептуальная задумка – гостиничный комплекс NOVOTEL в центре и вокруг жилые дома с соответствующей инфраструктурой. Была замечательная идея сделать набережную, английский парк. Но мы начинали проект тогда, когда еще можно было мечтать, а сейчас на мечту, образно говоря, мараторий объявили. Я и тогда не до конца понимал, как эти мечты могут осуществиться, поскольку там очень большой частный сектор и нужны серьезные деньги, чтобы всех отселить. Один дом уже ввели в строй, второй никак сдать не могут. NOVOTEL не строится. В общем, все упирается в деньги.


Жилой комплекс «Червенский парк» по ул. Маяковского.

Говорят, многие инвесторы в Минске «идут на Цейтлина», доверяя Вашему профессиональному опыту и мастерству. Всегда находите с ними общий язык?
Долгие годы практической работы воспитали во мне чувство ответственности перед инвестором. Никогда не смогу выпустить под своим именем объект, не прочувствовав его сущности, не предопределив его функцию и назначение.

Работа с заказчиком – это тоже творчество. За долгие годы я научился, мне так кажется, определять психологический портрет собеседника. То есть беседуя с заказчиками, я чувствую, стоит мне дальше с ними идти по одной дороге или нет. Почти сразу – по словам, выражениям определяю: это люди, имеющие достаточную культуру понимания того, за что хотят взяться, или они сделали деньги на продаже бананов и решили, что строительный бизнес – тоже доходное предприятие, так почему бы скопившиеся средства не пустить в определенном направлении. А ментальность-то осталась прежней…

«Несмотря на обилие прожитых лет, я попрежнему не перестаю чему-то удивляться и радоваться». Эти слова принадлежат Вам и сказаны всего лишь пару лет назад. Вы и сейчас можете под этим подписаться?
Увы, сейчас остается только удивляться, и не всегда по хорошему поводу. Может, это возрастное, но… Архитектуры сегодня нет, потому что нет социального заказа. А следовательно, нет нужды в архитекторах, которые еще что-то хотят сделать, доказать самим себе, да и окружающим, что они способны удивить мир. Как-то все перевернулось... Одно могу сказать: та часть людей моего поколения, которые остались в профессии, пережив эпоху перестройки, и сегодня являются примером истинного отношения к своему делу. Ведь подоплека всего этого – жизнь, а она, в общем-то, совершенно меркантильная штука. Поэтому все, что создается хорошего, зиждется исключительно на честолюбии, амбициозности зодчего, для которого творчество – принцип жизни, невзирая ни на какие ее коллизии. Если бы я был инфантильным и «абыякавым» ко всему, может, и не стал бы архитектором…

Источник: www.obstanovka.by
Обратите внимание:  
🫵 А ВЫ прислали письма для Архива разъяснений стройотрасли?!
Ждем ваших писем-разъяснений от МАиС, Стройтехнорм, Экспертизы, МЧС, БСЦ, РНТЦ и т.д. для наполнения  разрабатываемого Архива писем-разъяснений стройотрасли.

 Страницы: [1]   

  Архитектура и дизайн (в разделе 1630 тем)
Подработки и вакансии (всего 50):

 
Дипломное проектирование с разницей в 20 лет.
В рамках публикаций про обмен проектным опытом на Proekt.by прислали первый материал. Радует, что показана профессиональная преемственность поколений ...>>
Папирус VS BIM. Классика VS тренды. Важно не впадать в крайности!
На примере частного жилого дома в Торонто хочу обсудить вопрос следования трендам. А точнее, призвать не впадать в крайности...>>
"Першы" исправил архитектурную ошибку пр.Независимости?! Смотрим видео.
Президент открыл "Першы нацыянальны гандлёвы дом" и покритиковал заказчика рядом-стоящей архитектурной ошибки...>>
Обеспечение устойчивости противопожарных стен.
C учетом возможности одностороннего обрушения примыкающих к ним конструкций...>>

Спасение эвакуирующихся – дело рук не только самих эвакуирующихся.

О стиле, удобстве и красоте. Архитектор о строительстве в Минске.

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Страсти по Возрождению исторического центра Минска.

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 125, всего 34436(+31) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация