cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Грамотное использование цвета - проблема в области архитектуры  

 
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  17 Марта 2013
Репутация: 452  [+] , сообщений: 13 609 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
НЕ СУЩЕСТВУЕТ ФОРМЫ БЕЗ ЦВЕТА, И КАЖДЫЙ ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ТАКЖЕ ОБЛАДАЕТ СОБСТВЕННЫМ ЦВЕТОВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ. ЦВЕТОВОЙ ЭФФЕКТ В АРХИТЕКТУРЕ ЗАВИСИТ ОТ МНОЖЕСТВА ФАКТОРОВ: СОБСТВЕННО ЦВЕТА, СОСЕДСТВУЮЩИХ ЦВЕТОВ, ФОНА, ИСТОЧНИКА СВЕТА, А ТАКЖЕ ЛИЧНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЯ.

В доиндустриальный период число цветов, окружающих человека, было ограничено натуральными тонами, связанными с собственным цветом материала или красителями минерального происхождения. XIX век изобиловал научными открытиями, которые использовались в промышленности – появился широкий спектр пигментов-красителей, основанных на соединениях металлов: хрома, кадмия, кобальта, цинка, меди и даже мышьяка. Поэтому цветовая палитра современных материалов очень велика. Чтобы разные оттенки гармонировали между собой, требуется глубокое знание колористики, однако большинство архитекторов при выборе цвета по-прежнему полагаются на свою интуицию без учета основных принципов, которые управляют цветом и его соединениями. Поэтому стоит представить некоторые фрагменты из области знаний о цвете, чтобы способствовать более осмысленному цветовому оформлению зданий.

АТРИБУТЫ ЦВЕТА
К трем основным атрибутам, характеризующим каждый цвет, относятся: тон, яркость и насыщенность. Все градации определенного цвета, которым свойствен такой же тон, от, например, интенсивно-красного на одном конце шкалы до белого, серого или черного на другом ее конце, создают так называемую цветовую семью.

Яркость
Основные цветовые тона не имеют собственной яркости. Яркость изменяется при изменении источника, направления и расстояния от света, а цвет может выглядеть светлее или темнее в зависимости от окружения. Практика показала, что наибольшее влияние на восприятие цвета в пространстве оказывает яркость. Светлые цвета могут быть видны лучше, чем чистые насыщенные. Особого контраста яркости добиваются, конечно, при сопоставлении белого и черного.

Насыщенность
Этот параметр, называемый также интенсивностью, определяет положение данного цветового тона между полюсом чистого цвета (с максимальным насыщением) и серым. Насыщенность информирует о содержании в данном цвете одного из ахроматических цветов – белого, черного либо серого – и говорит о том, насколько данный цвет интенсивен или приглушен.

В зависимости от соотношения между яркостью и насыщенностью выделяют следующие цветовые группы: бледные – светлые цвета с низкой насыщенностью, чаще всего выбираются как доминирующий цвет фасада; пастельные – светлые цвета с высокой насыщенностью, охотно выбираются как доминирующий цвет фасада; чистые, живые – цвета с высокой насыщенностью и собственной яркостью; ввиду того что эти цвета сильнее всего притягивают внимание, их следует применять на относительно небольших поверхностях; богатые – темные цвета с высокой насыщенностью; обладая низкой яркостью, создают визуальное единство и не производят впечатления перегруженности или хаоса; темные – цвета со средней или низкой насыщенностью.

ПАРАМЕТРЫ ЦВЕТА
Тон – это тот атрибут, который отличает, например, голубой от красного или желтый от зеленого. Тона, воспринимаемые человеком как основные, исходные для прочих, – красный, зеленый, голубой и желтый. Белый, черный и серый не воспринимаются как цвета, поэтому их называют ахроматическими.

Основной организационной формой оттенков цвета является цветовой круг – двухмерная модель, представляющая последовательность цветовых тонов. В зависимости от принятой цветовой систематики круг разделен на разное количество частей: например, пигментный круг на 12, в системе Манселла – на 100 (5 основных оттенков), а в системе NCS – на 40 (4 основных цветовых оттенка).

Красный
Красный, наряду с белым и черным, используется человеком с давних времен и как цвет многих минералов ассоциируется с цветами земли.

В качестве пигмента красный, получаемый главным образом из оксидов железа, использовался уже в древние времена, поэтому ему свойственна широкая символика. Позже он стал популярен как защитный цвет стальных элементов (например мостов).

Красный часто используется в качестве цвета кровли, что связано с распространением (особенно в Европе) керамической черепицы. Цвет таких материалов, как кирпич и клинкер, также чаще всего бывает красным. Как цвет штукатурки скорее используется очень светлый красный (в оттенках розы), чем темный, чаще применяется в оттенках из желто-красной группы, чем пурпура.

В чистом виде красный используется главным образом для окраски деталей, хотя нет недостатка в примерах использования его на больших поверхностях стен. Насыщенный красный, учитывая дополнительный контраст с зеленью, привносит заметный акцент в пейзаж, хотя он менее отчетлив, чем, например, белый и желтый, т.к. к вечеру быстрее всего становится темным (эффект Пуркинье).

Красный цвет как способ привлечения внимания и создания особого эмоционального эффекта используется для оформления интерьеров отелей, ресторанов и других публичных мест. При работе с этим цветом необходимо также учитывать, что помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже реальных размеров.

В жилых помещениях чисто красный интерьер – явление редкое. Длительное пребывание в красной комнате может вызвать раздражение и негативные эмоции, поэтому, как правило, этот цвет вводится в жилые интерьеры небольшими дозами в виде отдельных предметов мебели, цветовых пятен на стенах, в текстиле и декоративных деталях. Присутствие в интерьере акцентов красного цвета поднимает настроение и дает заряд бодрости.

Желтый
Присутствует во многих минеральных соединениях, таких как сера, золото, сульфид мышьяка, и наравне с красным является цветом земли. Различные оттенки желтого присутствуют почти во всех натуральных материалах. Этот цвет также часто встречается в растительном и животном мире и, аналогично оттенкам красного, является основным пигментом с античных времен.

Желтый после белого – наиболее заметный цвет пейзажа, особенно при высокой насыщенности. Он также обладает наибольшей собственной яркостью. Желтый как цвет соломы, нового гонта и деревянных балок прочно связан с цветами традиционной архитектуры. Однако современное его применение на кровельном материале, принимая во внимание слишком высокую насыщенность доступных оттенков, не дает хороших результатов.

Как цвет штукатурки и фасадных красок желтый в настоящее время очень популярен, особенно распространены теплые оттенки оранжево-красного, а также желто-зеленого.

Традиционная комбинация – кремово-желтый с серо-голубым. Сероватые охристые цвета – прекрасный фон для кобальтово-синего.

Стиль английских сельских домов отдает предпочтение теплому сливочно-желтому для кухни, холла или жилой комнаты. Современный дизайн выбирает бледный лимонный в сочетании с серым или же яркий, открытый желтый с нежно-голубым.

Много споров ведется на тему того, можно ли желтый комбинировать с фиолетовым, поскольку это контрастное сочетание, которое может выглядеть излишне броско. Надо отметить, что при умелом сочетании выходят просто фантастические композиции.

Голубой
Голубой – цвет неба и воды. Натуральные голубые красители, как, например, индиго, раньше называли «скрытыми цветами» по причине необходимости проведения химических реакций для их получения. К примеру, в Польше голубой оттенок ассоциируется с традиционной деревянной архитектурой расположенных под Краковом деревень, где его получали, смешивая ультрамарин с известью, служащей для побелки срубов. Такое распространенное использование этого тона в традиционной архитектуре – явление уникальное в мировом масштабе, т.к. повсеместно он считался «дорогим» и использовался для окраски стен чрезвычайно редко.

Зато не существует традиции использования этого оттенка при покраске крыши. В настоящее время голубой цвет применяется для кровли главным образом из жести, что не всегда воспринимается положительно.

Зеленый
Зеленый – цвет жизни и «отдыха» для зрения. Глаз при дневном свете наиболее чувствителен именно к зелено-желтым цветам. В природе присутствует почти бесконечное число оттенков зеленого – от желтоватой зелени травы до темной зелени лесов.

В архитектуре зеленый цвет кровли традиционно ассоциируется со светлым цветом покрытой патиной меди на сакральных объектах. Современная зеленая кровля напоминает о растительном покрове.

В традиционной архитектуре зеленый в качестве цвета стен присутствует редко и используется главным образом для окраски деталей. В настоящее время этот тон применяется все чаще, но только некоторые оттенки этого цвета могут восприниматься положительно: в основном это оттенки желтовато-зеленого. В свою очередь голубовато-зеленый часто воспринимается как оттенок искусственный.

Зеленый цвет часто применяется в архитектурных объектах с целью их погружения в окружающую среду (камуфляж). Эти действия не всегда дают положительный результат, т.к. трудно найти зеленый, который гармонировал бы одновременно со многими оттенками этого цвета, существующими в природе. Поэтому, как ни парадоксально, зеленые архитектурные объекты в пейзаже часто воспринимаются как дисгармония.

Белый
Для белого цвета, применяемого в архитектуре, характерны три атрибута – чистота, простота и чувствительность к свету.

Чистота означает однозначность символики архитектурного сооружения белого цвета, простота – четкие контрасты и определенные формы, чувствительность к свету – несравнимую с другими цветами переменчивость под влиянием игры света и тени и связанное с этим появление разноцветных отблесков (бликов).

Многие архитекторы полагают, что именно белый наиболее архитектоничен среди всех цветов. Существует также многолетняя традиция побелки деревянных строений.

Если белого цвета слишком много (например, сейчас популярно создавать интерьеры восточного минимализма, где абсолютно все белого цвета), может возникнуть чувство одиночества. Тем более что предметы, выкрашенные в белый цвет, слабее других нагреваются и дольше остывают. Поэтому белый цвет обязательно должен разбавляться какими-либо яркими деталями.

Нежелательно делать кухню белого цвета, т.к. исчезнет ощущение уюта. Белая ванная может казаться прохладной. А вот белый офис считается хорошим решением, т.к. символизирует честность и аккуратность.

Черный
Черный цвет часто применяется в архитектуре в сочетании с белым в качестве контрастного элемента. Этот цвет присутствовал в традиционной архитектуре некоторых регионов, в которых применялась защита деревянных срубов смолой или нефтью. Одновременно дерево под влиянием воздействия атмосферных факторов или же в результате пропитки часто темнело, давая в итоге черную поверхность стены или крыши. Нередко темные стены отчетливо контрастировали с окрашенными белым цветом полосами вокруг окон или светлыми щелями между балками. Черным окрашивали также балки в т.н. конструкции «прусской стены», что создавало контраст с более светлым раствором.

В настоящее время черный цвет нередко применяется в цвете кровли из жести, толя, а также битумной черепицы. Этот цвет покрытия особенно часто используется в регионах, где крыши традиционно крыли гонтом или дранкой.

В качестве цвета стен черный в настоящее время почти не используется. Чаще всего он применяется для окрашивания элементов, расположенных на более светлой плоскости стены, как, например, балюстрады балконов, решетки, водосточные трубы, подоконники, орнаменты и прочие отделочные детали.



ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Выделяют факторы внешние, зависящие от окружающей среды, к которым относятся свет, расстояние и тип поверхности, а также внутренние, проистекающие из строения человеческого мозга и глаза: принцип «фигура – фон, цветовая температура, тяжесть и удаленность цвета».

Свет
Свет позволяет воспринимать объекты трехмерными и делает цвет видимым. На открытом пространстве цвет объектов в значительной степени зависит от естественного освещения, его направления и интенсивности, а также степени загрязненности атмосферы.

Цвет определенной поверхности зависит от того, какая часть лучей источника света будет поглощена, а какая отражена. Солнечный свет, который падает на поверхность прямо, дает глубокую тень, подчеркивая структуру и форму объекта. Присутствующий гораздо чаще отраженный, рассеянный свет дает слабую тень, из-за чего форма визуально сплющивается и сливается с фоном. Наилучшее восприятие цвета имеет место при среднем положении солнца. Если света слишком много, глаз слепнет и способность различения цветов снижается – они кажутся блеклыми и пожелтевшими, если света слишком мало, цвета плохо различимы. Вечером первыми темнеют красный и желтый цвета, дольше всего остаются видимыми зеленый и голубой (явление Пуркинье).

Непосредственное влияние на восприятие цветового решения имеет также солнечное освещение стен объектов. Стена, обращенная к востоку, получает ясный утренний свет. Западная – слегка приглушенный вечерний, красноватого оттенка. Северная стена обычно получает меньше всего света и потому должна быть окрашена в самый светлый тон. Южная стена может быть даже интенсивного, блестящего цвета, т.к., учитывая наиболее яркое освещение, ее визуальное воздействие значительно снижается.

Расстояние
На большом расстоянии от объекта существенное значение приобретает параметр яркости – даже самый сильный цветовой контраст теряет свой эффект, а определить пористость (ноздреватость) текстуры становится нереально (поэтому слабые различия цветовых оттенков могут восприниматься только с небольшого расстояния).

С увеличением расстояния также теряется трехмерность – отдаленная перспектива воспринимается на основе плоских цветовых поверхностей. Цвета при этом подвергаются оптическому смешиванию, становятся похожими друг на друга, а также поддаются влиянию воздушной перспективы, приобретая зелено-голубой оттенок. Видимый с далекого расстояния цвет теряет интенсивность, а его оттенок приближается к самому близкому ахроматическому цвету – белому, черному или серому.

Чистые цвета в меньшей степени подвержены влиянию расстояния и атмосферы, поэтому они играют значительную роль в композиции.

Фактура, размер, форма и пропорции Стены и крыши архитектурных объектов могут восприниматься в качестве окрашенных поверхностей, цветовая композиция которых может быть гармоничной или хаотичной в зависимости от их фактуры, размера, формы и ориентации в пространстве. Можно сказать, что выбор материала накладывает определенные ограничения при выборе цвета, т.к. те же самые цвета, применяемые на разного рода материалах, вызывают различные чувства и дают разные визуальные эффекты. К примеру: интенсивные цвета приобретают особый блеск на материалах с гладкой, глянцевой поверхностью: эмаль, цветное стекло, глазурь, клинкер или искусственные материалы. Зато матовая, крупнозернистая или волокнистая фактура (штукатурка, сырцовый кирпич, бетон, грубо обработанный камень) лучше гармонирует с менее насыщенными цветами, приближенными к встречающимся в природе оттенкам. Фактура штукатурки будет иметь непосредственное влияние на цветовое решение: чем крупнее гранулы, тем более темным будет казаться цвет.

Зависимость между цветом и размером окрашенной поверхности меняется в зависимости от расстояния ее восприятия, а также от самого цветового оттенка. Естественно, небольшая окрашенная поверхность оказывает меньшее воздействие, чем большая, но даже маленькое пятно яркого или контрастного цвета может подавить более значительную поверхность спокойного, нейтрального цвета. Покрывающий маленькую площадь цвет кажется менее интенсивным, чем тот же тон на большой поверхности.

Если говорить о смене яркости в зависимости от величины образца, то эта проблема более сложная, хотя в общем можно утверждать, что цвета на маленьком образце кажутся темнее и менее насыщенными, чем, например, на большой площади.

Принцип «объект – фон» Согласно теории формы, наблюдатель подсознательно ищет в пространстве четко выделенный объект на фоне, который кажется более крупным и менее детально очерченным. Если зависимость «акцент – фон» явственно видна, то данный вид воспринимается позитивно. Если акцентов слишком много, то может возникнуть ощущение хаоса.

Фон для архитектурного объекта может быть разным – в деревнях и пригородных территориях фоном обычно выступают зелень и небо, в городах это главным образом другие объекты. Фоном для деталей является цвет фасада, на котором они размещены.

Таким образом, формирование связи между объектом и фоном является основным элементом композиции. «Плоскостные» цвета стен и крыш объектов доминируют и поэтому в качестве акцентов должны выступать в тесной взаимосвязи с «фоном». Фактором, формирующим визуальную связь между объектом и фоном, считается не только цвет, но также масштаб, пропорции и фактура материалов.

Цветовая температура, тяжесть и движение цветов Несмотря на индивидуальные различия в цветовом восприятии существуют общие, одинаковые для всех людей реакции на цветовые тона. Наука предоставляет архитектуре разнообразные возможности для использования влияния цвета на человека, например, цвета холодные и теплые, близкие и далекие, легкие и тяжелые.

Колористическими полюсами «тепла» и «холода» считаются желтый и голубой цвета. Цвет тем теплее/холоднее, чем он ближе к соответствующему цветовому полюсу, однако в действительности каждый цвет может казаться более холодным или теплым в зависимости от окружения.

Мнимая «тяжесть» цвета обратно пропорциональна увеличению яркости и насыщенности, а также зависит от оттенка, например, голубой тяжелее зеленого, который в свою очередь тяжелее красного.

В архитектуре тяжелые цвета, как правило, применяются: для цоколей – наводят на мысль о связи с землей; для крыш – в связи с ощущением визуального покрытия здания; для поддерживающих элементов, например колонн, – для усиления ощущения безопасности.

В свою очередь легкие цвета – это чаще всего цвета стен объектов.

Как правило, теплые цвета дают ощущение близости, а холодные отдаляют, создают ощущение пространства. Однако преобладающим фактором в случае близости и отдаленности цветов является насыщенность. Насыщенный холодный цвет всегда кажется ближе, чем теплый с меньшим насыщением. Также яркая краска всегда будет казаться ближе, чем темная.

Яркие и насыщенные цвета выступают вперед, а темные – сереют, отступают. Зелено-голубые тона из-за ассоциации с явлением воздушной перспективы кажутся отдаленными.

Изменчивость цветов – реальная и кажущаяся Восприятие объекта снаружи не является раз и навсегда зафиксированным, но изменяется в зависимости от поры года, дня, а иногда даже часа. Эту изменчивость цвета в архитектуре можно разделить на реальную и кажущуюся.

Реальная связана с явлением старения краски, а также изменением цвета фасадов и кровли из-за смены материалов, т.е. ремонтов, обновлений, завершения объектов или же постройки новых. Процессы старения естественных материалов, таких как дерево, камень или кирпич, воспринимаются как естественные и оказывают положительное влияние на их визуальное восприятие.

Старение искусственных материалов связывается преимущественно с загрязнением/ выцветанием красок и возникновением несимметричных потеков.

Кажущаяся изменчивость цвета связана со сменой освещения, а также взаимным влиянием цветов из-за одновременного или последовательного контраста. Изменчивость цвета возникает также при смене размера окрашенной площади – например, на фасаде цвет выглядит светлее, чем на образце, причем светлые цвета становятся бледными, яркость подвергается небольшим изменениям.

При рассмотрении проблем, связанных с наружным цветом, важно также разделение между цветом видимым, зависимым от окружающих условий, и собственно цветом. Видимый цвет далекого объекта складывается из правильного цвета, родственного по тону цвета, а также разнообразных отсветов. Правильный цвет можно измерить колориметром или классифицировать при помощи цветового шаблона, и он не подвержен изменениям.

"Мастерская. Современное строительство"
www.masterskaya.by


Обратите внимание:  
❗️❗️❗️БСЦ: Порядок приемки строительного объекта в эксплуатацию.
РУП «БЕЛСТРОЙЦЕНТР» приглашает 25 апреля на семинар: «Порядок приемки строительного объекта в эксплуатацию. Формы исполнительной технической документации.  Судебная практика и строительная экспертиза».

 Страницы: [1]   

  Архитектура и дизайн (в разделе 1632 тем)
Подработки и вакансии (всего 38):

 
Дипломное проектирование с разницей в 20 лет.
В рамках публикаций про обмен проектным опытом на Proekt.by прислали первый материал. Радует, что показана профессиональная преемственность поколений ...>>
Папирус VS BIM. Классика VS тренды. Важно не впадать в крайности!
На примере частного жилого дома в Торонто хочу обсудить вопрос следования трендам. А точнее, призвать не впадать в крайности...>>
"Першы" исправил архитектурную ошибку пр.Независимости?! Смотрим видео.
Президент открыл "Першы нацыянальны гандлёвы дом" и покритиковал заказчика рядом-стоящей архитектурной ошибки...>>
Обеспечение устойчивости противопожарных стен.
C учетом возможности одностороннего обрушения примыкающих к ним конструкций...>>

Спасение эвакуирующихся – дело рук не только самих эвакуирующихся.

О стиле, удобстве и красоте. Архитектор о строительстве в Минске.

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Страсти по Возрождению исторического центра Минска.

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 84, всего 34735(+25) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация