cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Интервью с Заслуженным архитектором РБ Виктором Крамаренко.  (Прочитано 271 раз)

 
Админ ОНЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  06 Декабря 2018
Репутация: 452  [+] , сообщений: 13 611 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Автор знаковых проектов: музей ВОВ, минский проспект, учебный центр в индустриальном парке «Великий камень», проект комплексной жилой застройки в Бресте.  Виктор Камаренко поделился мыслями о возможных путях к успеху, о дипломатичности и умении бороться за идею, профессиональном опыте и философии архитектуры.  


фото Юрия ИВАНОВА

Виктора Крамаренко, его работы в Беларуси хорошо знают даже далекие от архитектуры люди. Поэтому мы умышленно не задавали мастеру вопросов о знаковых для него объектах (хотя они то и дело «всплывали» во время беседы). Хотелось поговорить о слагаемых успеха, узнать — какие человеческие и профессиональные качества он считает самыми важными для архитектора, как относится к молодежи, что думает об архитектуре как бизнесе. Мы встретились в его творческой мастерской на Сторожевской, 8.


Музей истории ВОВ

— Хотел стать суворовцем, — Крамаренко, улыбаясь, показывает в окно на марширующих внизу мальчишек в форме, — очень любил рисовать военную технику, танки, самолеты. Но родители — оба строители автомобильных дорог — видели именно любовь к рисованию, и с детства ориентировали на профессию архитектора. С родителями никогда не конфликтовал, вот и здесь прислушался.

Не конфликтовать, а договариваться

По признанию коллег и друзей Виктор Владимирович человек не конфликтный от природы и очень дипломатичный. Умеет строить отношения с людьми, хотя на стройке напряженные ситуации — обычное явление. Видеть, как под давлением обстоятельств проект все дальше уходит от первоначального замысла, тяжело, вот и приходится бороться за идею.

— Коммуникабельность, умение договариваться с заказчиком — это большая часть успеха в нашей профессии. В принципе, у архитектора и инвестора одна цель. При этом заказчик всегда стремится максимально упростить проект, сделать его как можно дешевле. Но он должен понимать, что такая простота не всегда идет на пользу. Нужно рассказывать ему о философии объекта, воспитывать, убеждать. Объяснить, что архитектура — это не только эстетика, образ, но и статусность будущего здания, гарантия его коммерческого успеха. Ведь архитектурный шедевр способен коренным образом изменить судьбу целого города. Как расцвел испанский Бильбао, когда в нем появился музей современного искусства Гуггенхайма Фрэнка Гери! Ну, а если посмотреть более приземленно, то первоначальные затраты на самые современные качественные решения и материалы с лихвой окупятся при эксплуатации, это самый убедительный аргумент.

Так, по словам архитектора, было, при возведении железнодорожного вокзала. Его начинали проектировать в крайне примитивных стеклоалюминиевых конструкциях витражей, которые текли и промерзали. Они не годились ни для остекления больших площадей, ни для фонарей верхнего света.

— С помощью нашего великолепного заказчика — железнодорожников — нам удалось, изучив тему в Соединенных Штатах, найти решение. В результате для остекления были использованы инновационные для того времени тепло- и энергосберегающие конструкции. Они и до сих пор работают без каких-либо нареканий, обеспечивая комфортные условия для пассажиров. Там же впервые было применено множество других новых материалов — долговечных, антивандальных. Многие годы интерьеры вокзала живут без ремонтов, там просто нечему портиться. Они будут служить еще десятки, а, может быть, и сотни лет, — с удовлетворением заключил Виктор Владимирович.

Сконцентрироваться на своей профессии

Возвращаясь к разговору о важных для архитектора качествах, Виктор Крамаренко вспоминает, как был увлечен архитектурой в студенческие годы. Все свободное время проводил в библиотеке, любил бродить по городу, читая его словно открытую книгу.

— Архитектура — это была моя страсть, а город — прекрасное учебное пособие по предмету. Это всегда очень увлекательно — изучать устройство городов, находить положительные и отрицательные черты, прислушиваясь к своим впечатлениям, анализировать, сравнивать с примерами из литературы. Закончив институт, я побывал в десятках стран и могу с уверенностью сказать, что изучать архитектуру по городам очень ценно для архитектора.

По специальности и профильным дисциплинам студент Крамаренко всегда успевал на отлично. Остальным предметам уделял меньше внимания, полагая, что правильно концентрироваться на главном.

Создать концепцию и проработать ее до мельчайших деталей

Архитектор — сложная, интегрированная профессия. Прежде всего он, конечно, должен быть художником, чувствовать композицию, стиль, мыслить образно и метафорично. Последнее, как считает собеседник, чрезвычайно важно для успеха, но вместе с тем архитектору необходимо разбираться в точных науках и иметь философский склад ума.

— Я люблю не только генерировать идеи, но и доводить архитектуру до деталей, — делится Виктор Владимирович. — Они, к слову, тоже прорисовываются архитектором. Причем каждый профиль, каждый фрагмент рисуются системно: карниз — вместе с фрагментом стены, а элементы интерьера как часть окружающего пространства.

Относиться с большим вниманием и уважением к деталям меня научил заслуженный архитектор Михаил Иванович БАКЛАНОВ в первые годы моей работы в Белгоспроекте. Я поражался, как он мог часами рисовать детали, которые потом воплощались в материале, но это были уже совершенные детали.

По словам Виктора Крамаренко, работа в таком сильном коллективе как Белгоспроект или Минскпроект — колоссальная школа, которую невозможно переоценить. Вместе с тем каждый ищет собственные пути для воплощения своих целей. Одному лучше работать в большом коллективе, работать «под крылышком», быть защищенным от многих невзгод, а другому уютнее в маленьком проектном бюро в атмосфере творчества и независимости.


Образовательный центр имени Конфуция в индустриальном парке "Великий Камень"

Брать на себя ответственность

На каком-то этапе уже опытному архитектору захотелось большей творческой свободы и самостоятельности в выборе тем и направлений работы. Поэтому в середине 90-х годов он основал собственную творческую мастерскую и, возложив на себя ответственность и приняв все риски, с головой погрузился в архитектурный бизнес.

— Это непросто, когда ты становишься во главе предприятия, пусть даже небольшого, когда все зависит только от тебя, — признается мастер. — Найдешь ли заказы? Выиграешь ли конкурс? Как правильно выстроить взаимоотношения в творческом коллективе? Как обеспечить его материальное благополучие? Чтобы выстоять под натиском конкурентов, приходится быть гибче, эффективнее, реагировать быстрее и, конечно, без оглядки отдаваться творчеству. В конкурентной борьбе каждый старается превзойти своих коллег, а в итоге повышается общий уровень архитектурного творчества. И это весьма позитивный момент. Можно сказать, что с приходом частных проектных компаний отечественная архитектура поднялась на новый уровень.

Учиться легкости у молодых

В мастерской Крамаренко царит творческая атмосфера и почти всегда много интересной работы. Это, конечно, притягивает в коллектив молодых. Приходят, как правило, выпускники БГПУ. Многие начинают с практики, а потом остаются.

— Молодежь очень талантливая, работоспособная. Она заслуживает только хороших слов. Мне кажется, что говорить о молодых плохо — это вообще признак дурного тона,с улыбкой отмечает архитектор. — Они с увлечением включаются в творческий процесс, мыслят нестандартно в силу отсутствия опыта. Это люди, которые делают что-то неординарное, потому, что не знают, что так делать нельзя. Моменты, связанные с отсутствием опыта у них, с лихвой компенсируются возможностью создавать что-то значимое: работают факторы сопричастности созиданию, когда ты начертил на бумаге какие-то линии, и завтра они воплощаются в железобетоне или металле. Если ты видишь плоды своего труда — это зажигает. Моя задача поддерживать этот огонь, — заключает Виктор Крамаренко.

Работать в содружестве с коллегами

Как уже было сказано, работать проектировщикам в нынешних рыночных условиях непросто. С принятием новых правил лицензирования архитектурной деятельности ситуация еще больше усложнилась: небольшие мастерские в зависимости от своей численности могут проектировать только определенные категории объектов.

Чтобы не потерять право участвовать в создании масштабных проектов, известные архитекторы объединились. В результате появилась новая организация — ООО «Объединенные творческие мастерские МААМ», а вместе с ней и возможность по-новому строить архитектурный бизнес.

Именно благодаря сотрудничеству с творческой мастерской другого известного архитектора Юрия МАМЛИНА стало возможным участие нашего собеседника в очень крупном и весьма интересном проекте в индустриальном парке «Великий камень».

Речь о разработке комплексной застройки общественной зоны — части Минского проспекта, строительство которого планируется начать уже в ближайшей перспективе.


Площадь "Дружбы" в индустриальном парке "Великий Камень"

Владеть современными инструментами, не забывая про карандаш

— Это немного авантюрная и до некоторой степени фантастическая история, — с улыбкой поясняет Виктор Владимирович. — Главный исполнительный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Ху Джэн попросил взяться за проектирование. Услышав о принципиальном согласии, он предложил мне уже назавтра показать каким на мой взгляд должен быть Минский проспект. На следующий день в назначенный час я представил китайскому коллеге эскизный проект… в карандаше… (объяснив, что компьютерная визуализация дело небыстрое), получил одобрение концепции, а с ним и заказ на проектирование.    

Теперь уже готова не только визуализация, но и анимация — так что по новому проспекту можно провести виртуальную экскурсию, что архитектор и делает с видимым удовольствием. Перед нами выстроенная по классическим канонам современная городская среда — яркая, стильная, разнообразная. Общественная зона с площадью Дружбы с одноименным парком за ней проработаны во всех деталях: искусственные холмы, дорожки и даже каждое деревце на своем месте.

В первой линии по проспекту — общественные здания. Особое место для образовательного центра имени Конфуция. В его архитектуре зашифрованы основные постулаты философии великого китайца. Вторую линию составляет жилая зона с малоэтажными домами, дворами. свободными от машин, зелеными крышами и открытыми террасами. Для площади «Дружбы» уже выполнены рабочие чертежи. И это позволяет начать строительство.

На столе мастера рабочие документы для другого крупного проекта — 8 гектаров под жилую застройку в Бресте на берегу гребного канала. Место расположения обуславливает композицию комплекса, ее прообраз — круги на воде. Проект представлен на конкурс.

Говорить с Виктором Крамаренко об архитектуре, о его любимых объектах и людях, философии творчества можно часами. В этом материале только небольшая часть того, что мы успели обсудить. Интересно, что на протяжении нашей долгой беседы об успехе архитектор почти не говорил о роли таланта, или даре свыше, а только о бесконечной любви к архитектуре, преданности ей, способности черпать вдохновение в окружающем мире, работать над интересной задачей 24 часа в сутки (даже во сне), пока не найдется решение. А еще о том, что путь к успеху у каждого свой. К нему нужно просто стремиться и каждый день делать новый шаг.

Мы искренне поздравляем Виктора Крамаренко с присвоением высокого звания, желаем новых ярких достижений, творческого долголетия, здоровья и личного счастья!

Источник: www.stroimedia.by
Обратите внимание:  
🫵 А ВЫ прислали письма для Архива разъяснений стройотрасли?!
Ждем ваших писем-разъяснений от МАиС, Стройтехнорм, Экспертизы, МЧС, БСЦ, РНТЦ и т.д. для наполнения  разрабатываемого Архива писем-разъяснений стройотрасли.

 Страницы: [1]   

  Архитектура и дизайн (в разделе 1632 тем)
Подработки и вакансии (всего 44):

 
Дипломное проектирование с разницей в 20 лет.
В рамках публикаций про обмен проектным опытом на Proekt.by прислали первый материал. Радует, что показана профессиональная преемственность поколений ...>>
Папирус VS BIM. Классика VS тренды. Важно не впадать в крайности!
На примере частного жилого дома в Торонто хочу обсудить вопрос следования трендам. А точнее, призвать не впадать в крайности...>>
"Першы" исправил архитектурную ошибку пр.Независимости?! Смотрим видео.
Президент открыл "Першы нацыянальны гандлёвы дом" и покритиковал заказчика рядом-стоящей архитектурной ошибки...>>
Обеспечение устойчивости противопожарных стен.
C учетом возможности одностороннего обрушения примыкающих к ним конструкций...>>

Спасение эвакуирующихся – дело рук не только самих эвакуирующихся.

О стиле, удобстве и красоте. Архитектор о строительстве в Минске.

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Страсти по Возрождению исторического центра Минска.

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 144, всего 34751(+43) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация