cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Профессиональная критика двух непопулярных новостроек Минска.  (Прочитано 565 раз)

 
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  23 Января 2022
Репутация: 381  [+] , сообщений: 11 006 ,  Администратор Proekt.by, cтаж: 17 лет Belarus

 
В СМИ предостаточно критики по этим проектам, но профессиональной точки зрения по этим ситуациям не так уж и много.  Цель публикации не очередной трендовый хейтинг а показать, что архитектура это наука со множеством нюансов, которые нужно учитывать.

Огромный размах работ по преобразованию облика центра Минска, как правило, создает впечатление полного благополучия. Однако при более внимательном рассмотрении он предстает не как уверенное движение к очередным достижениям, а как противоречивый процесс, подверженный влиянию самых разнообразных факторов, не всегда подконтрольных профессиональной среде. Кроме наблюдаемых при этом основополагающих тенденций к выделению элитных социальных групп и влиятельных заказчиков, привлечению крупных иностранных инвесторов и проектировщиков, проявляются и некоторые сопутствующие им и не только желательные явления. Появилась свобода выбора архитектурного «товара», но проектная документация разрабатывается порой за рубежом или в частных компаниях, и авторы остаются неизвестными. Строительство крупных и сложных объектов растягивается настолько, что изменяются их назначение и даже инвесторы. А главное – не проводятся конкурсы, и проектное решение перед широкой аудиторией не обсуждается.

Среди появившихся в этих условиях новостроек центра Минска особое внимание общественности привлекли два ярких типичных современных объекта, во многом схожих по проявлению названных тенденций, но совершенно различных по принципам и средствам формообразования. Представляется целесообразным рассмотреть особенности архитектурного решения зданий, как это могло бы произойти при нормальном широком свободном и непредвзятом обсуждении проектов.

Первое сооружение инициировалось влиятельным заказчиком как многофункциональный комплекс элитного жилья, комфортабельной гостиницы оператора Кемпински и крупного банковского здания. Комплекс начал строиться в 2011 г., но пребывает в незаконченном состоянии, более того, сменившийся владелец приступил к его перестройке (под офисное здание). Необычного вида объект, выросший в неожиданном месте – в зоне «зеленого диаметра» Минска, на затесненном участке между проспектом Независимости и парком им. М. Горького, – вызвал негативную реакцию у многих горожан, главным образом из-за спорного выбора участка, отсутствия диалога с контекстом и сноса стоящей на учете исторической постройки (хотя в этом нет вины проектировщика). Между тем здание демонстрирует немало рациональных приемов построения и выявления архитектурной формы.

Проект разрабатывался в архитектурном бюро «Чобан и Кузнецов» (Москва) под руководством российского и немецкого зодчего С.Э. Чобана. Не отказываясь от функционального метода проектирования, но стремясь усилить эмоциональное воздействие сооружения, мастер предложил трактовать будущий комплекс как пример соподчинения различных по назначению и визуальным свойствам «нелинейных» архитектурных форм, не имеющих общей оси симметрии и не связанных переходами. Композиционно ведущим элементом стал протяженный криволинейный корпус; ведущим фактором в разработке его объемной пластики С.Э. Чобан сделал Свислочь, так что рядом с рекой словно «потекла» такая же плавно изгибающаяся, насыщенная ассоциациями архитектурная форма.

Не нарушая зрительной целостности протяженного корпуса, проектировщики разделили его короткими интервалами на три схожих по назначению и конструктивному решению блока, а поиски пластического языка фасадов связали с задуманным величественным образом апартаментных домов и элитной гостиницы. Свидетельство этому – героизация архитектурного масштаба, поднятие его над уровнем обыденности путем увеличения размеров квартир, жилых секций и обслуживающих помещений гостиницы, устройства ряда крупных порталов-входов и величественных проемов между блоками на всю высоту, подчеркнутого отказа от балконов. Художественно-тектоническая пластика строится за счет изобретательного сочетания выступающих и западающих отрезков выпуклых и вогнутых стен, культуры формирования явного и полускрытого (из-за тех же изгибов) метро-ритмического порядка. Господствующим композиционным элементом стали своеобразные эркеры, чередующиеся с вертикальными полосами остекления оконных проемов. Структура паркового фасада приобрела выразительную динамичность за счет полифонического звучания геометрической формы соподчиненных ярусов гостиничного объема – нижнего выпуклого и верхнего вогнутого, сливающихся воедино у торца здания. Все привлеченные средства «работают» одновременно по разным направлениям – выявляют тектонику каркасного сооружения; формируют интересные метро-ритмические порядки разного размера эркеров, поясов и ярусов; укрупняют масштаб сооружения; лишают его замкнутости и подключают к парковой среде.


1. Ведущим мотивом в структуре паркового фасада многофункционального комплекса на пр. Независимости в Минске стал ритм своеобразных эркеров и соподчинение геометрической формы горизонталь-ных ярусов гостиничного блока

Определяя облик банковского здания, авторы пошли по пути создания очень лаконичного объема, даже более скромного в сопоставлении с другими банками Минска. Словно втягивающая сила вогнутой поверхности длинного корпуса прижимает к ней компактный объем банка, и взаимодействие движения и покоя создает привлекательную напряженность (что подтверждают частые показы здания в кинохронике). Однако принятое решение создало и немало нежелательных моментов. Банковское здание словно «заткнуло» образованные в протяженном корпусе разрывы и перекрыло намеченные было видовые связи с парком. Зажатость пространства между банком и апартаментными домами вряд ли понравится их служащим или жильцам. Не лучшим в композиционном отношении вариантом является равенство высоты зданий; во всяком случае, массив банка перекрыл потенциально возможную скользящую перспективу вдоль балюстрады на купол цирка. Сравнительно небольшая выразительность функционально-конструктивной пластики поверхности банка компенсирована необычной каплеобразной формой высокого здания, превращая его в объемную доминанту, которая, к сожалению, возникла в непосредственной близости с цирком. Членения по горизонтали фасада протяженного корпуса со стороны проспекта выполнены так, будто зодчие понадеялись на самодостаточность эффектных изгибов стен и не стали искать способы зрительной остановки повторяющихся пластических фраз, особенно востребованной возле торца гостиничного блока.


2. Многофункциональный комплекс на пр. Независимости в Минске задуман как пример системы «нелинейных» архитектурных форм, не имеющих осей симметрии и не связанных переходами.

Основные претензии минчан относятся к факту предоставления заказчику и, соответственно, зодчему данного проблемного участка и к размерам здания. Не обладая социально значимым образно-смысловым содержанием, располагаясь в зоне, которая всеми генпланами Минска рассматривалась как спокойный интервал между опорными узлами – площадями Октябрьской и Победы, проектируемый объект не должен был претендовать на роль доминанты в архитектонике города, жестко расчленяющей зеленый массив в пойме Свислочи. Об излишней протяженности и высоте комплекса свидетельствуют и ряд натурных перспектив, особенно раскрывающихся от Октябрьской площади, в которых новые корпуса подавляют своей массой соседнее здание цирка.

Второй объект – бизнес-центр «БК Капитал Палас» международной компании DANA HOLDING – занял очень выгодное место, освободившееся на Октябрьской площади. Обещанный ввод и этой новостройки задерживается уже на несколько  лет; ее архитектурный облик тоже был встречен архитектурной общественностью с удивлением и досадой, и причин для этого действительно немало, хотя автор восторженной статьи, появившейся в преддверии намечавшейся сдачи объекта, не смог или не захотел их увидеть) .

Неизвестный проектировщик и влиятельный заказчик, по-видимому, не стремились выполнить одно из ведущих условий включения сооружения в сложившуюся среду –регулирование контраста нового здания с существующим окружением [3, с. 35]. Легко уязвимое это условие было нарушено. Офисное здание, не владея таким же правом воздействовать на социальную и архитектурную картину городской жизни, как ведущие здания Минска – Дворец Республики и Дворец профсоюзов, получило доминирующую роль среди соседних объектов.


3. Проектом офисного здания компании DANA HOLDING была предложена его излишняя композиционная независимость, достигаемая значительной массой, угловой постановкой двух корпусов одинаково большой этажности, устройством на двух фасадах сильнейших акцентов в виде громадных стилизованных портиков.

Характер соподчиненности элементов сложившейся застройки площади предполагал, что, кроме островного Дворца Республики, ни одна из архитектурных форм не будет претендовать на композиционное превосходство над другими, что они будут подчиняться пространству площади, оформляя его составные зоны. Однако проектом здания бизнес-центра была предложена его излишняя композиционная независимость, достигаемая значительной массой, чрезмерной высотой, угловой постановкой двух корпусов одинаково большой этажности и устройством на двух фасадах сильнейших акцентов в виде громадных стилизованных портиков. Закрепленные портиками активные поперечные оси переключают внимание наблюдателя с открытого пространства на фасады офисного здания, не способствуя единству образовавшейся многосоставной композиции. Любопытно, что прежнее здание музея (1964, архит. Г. Бенедиктов, Г. Заборский) со своими двумя невысокими угловыми корпусами разной длины, со смещенным к их углу входным узлом и спокойным ритмом чередующихся массивных и узких простенков даже в бóльшей степени служило бы необходимым нейтральным элементом среди расположенных здесь акцентных объемов.


4. Здание музея истории Великой Отечественной войны служило необходимым нейтральным эле-ментом среди расположенных на Октябрьской площади акцентных объемов

К сожалению, автор проекта, заказчик и согласовывающие инстанции не рассматривали вопрос шире, как предоставленный шанс реконструкции городского ядра с созданием групповой площади [4]. Зазор между бизнес-центром и Дворцом профсоюзов был оставлен небольшим (да еще расчлененным по отметкам рельефа), и та дополнительная зона, ценная в функциональном и художественном отношении, которая могла быть подключена к просторам Октябрьской площади за счет формирования соответствующих пространственных раскрытий, замыканий и композиционных осей, не была создана.

Но ситуация и без того требовала придания взаимоперпендикулярным объемам нового здания различной высоты и трактовки фасадов. Фасад, обращенный к более просторному пространству перед Дворцом Республики, нуждался в относительно бóльшей высоте, более крупном масштабе и функционально-тектонической пластике, обусловленной характером архитектурного облика зданий Дворца Республики и компании «Велком». Сделав же фасад, противостоящий близко расположенному невысокому и пластичному Дворцу профсоюзов, копией первого, автор проекта поступил слишком прямолинейно. Высокая массивная громада 10-этажного здания агрессивно надвинулась на Дворец профсоюзов, словно мешающий ей подчинить себе требуемое не менее обширное пространство.

В основу структуры обоих фасадов был положен одинаковый прием чрезвычайно сильного контраста главной срединной части и коротких флангов. Контрастными стали почти все использованные художественные средства – размеры и материалы, ритмический и пропорциональный строй, положение в пространстве и масштаб, фактура и цвет. Из художественного средства такой контраст превратился в противоречие, разрушающее эстетическое единство формы. Верно, симметрия обычно способствует обеспечению целостности фронтальной композиции, но успех при этом зависит от степени найденной выразительности метро-ритмического порядка ее структурных элементов. Здесь же банальная решетка ячеистой поверхности флангов, образованная в результате механического объединения декоративных деталей, напоминает пеструю ткань, но не фрагмент формы, сделанной из этой ткани. Даже углы корпусов никак не были закреплены. По поводу использования крупных фрагментов зеркального фасада давно и справедливо замечено, что лишенные тектонической выразительности и пластики поверхности они обладают минимальными композиционными средствами.

Стилевое начало вызывает еще большее удивление, чем композиционное решение. Средством художественного выявления работы конструктивной «коробки» после ее возведения послужили декоративно-символическая тектоника и выполненные в облицовке фрагменты зодчества прошлых эпох.


5. Конструктивная «коробка» офисного здания до ее художественного выявления в облицовке фрагментами зодчества прошлых эпох

Позитивная в своей основе тяга к культурной преемственности воплотилась в отработанные формы, напоминающие применение реквизита в театральных постановках. Так, часть кронштейнов под карнизами треугольного фронтона оказались выведенными из вертикальной плоскости, поскольку сборные элементы были «наклеены» не на горизонтальный, а на наклонный пояс. Появление междуэтажных карнизов никак не связано с изменением толщины наружной оболочки здания, им тесно в небольшом интервале между горизонтальными рядами оконных проемов. Отношение между радиусом 18-метровой коринфской (а не ионической) колонны портика и ее высотой увеличено по сравнению с каноном в полтора-два раза, а интерколумний – в несколько раз, и бесстрастные шаржированные колонны утратили органичность и непосредственность. Тимпан фронтона, устроенного, очевидно, для согласования офисного здания с Дворцом профсоюзов, не закрывает торец пространства под скатной крышей: здесь нет этого пространства.

К сожалению, в современных условиях, когда регламентация облика зданий сменилась свободой выбора широкого ассортимента архитектурного «товара», когда в общественную жизнь включились широкие и социально различные группы населения, происходит утрата единого эстетического идеала и в профессиональной среде. Не все новые работы зодчих одинаково подчиняются закономерностям архитектурной композиции, а все больше определяются, подобно марке автомобиля, принадлежностью заказчика к той или иной общественной группе, даже становятся средством угождения инвестору, что проявляется, конечно, в разных объектах в разной мере. Проект С.Э. Чобана явился примером оригинального толкования доктрин современной архитектуры, при котором полноценное художественное произведение создается не только на логических, но и на образных, эстетических принципах. Проектировщик бизнес-центра «БК Капитал Палас» заменил силу воздействия современных средств архитектурной выразительности эклектическим воспроизведением декоративных форм и деталей прошедших эпох, превращаемых в основного носителя красоты и образно-смыслового содержания.

В выбранных объектах по-разному проявилось профессиональное отношение к накопленному опыту использования композиционных закономерностей. В проекте С.Э. Чобана оно разумно реализовано в двух взаимосвязанных планах: во-первых, в обогащении пластики объема путем использования неограниченных возможностей современных конструкций; во-вторых, в рациональном, даже экономном привлечении известных выразительных средств. Во втором случае ярко выражен отрыв архитектурной пластики от конструктивной основы; архитектура XXI века словно надевает маскарадный костюм. Историзм в трактовке фасадов здания не стал результатом  проникновения в закономерности современного формообразования или творческого использования национальных традиций.

Оба проектировщика в бóльшей мере оказались в роли создателя отдельной архитектурной формы (различной степени выразительности) и в меньшей мере – участниками процесса формирования архитектоники города. Новые сооружения недостаточно ориентированы на контакт с окружением, на органическое подчинение системе ее особенностей, что проявилось в излишней обособленности новостроек в городской среде. Упущено немало потенциальных возможностей, например, организации функциональных и визуальных взаимосвязей главной улицы Минска и территории парка им. М. Горького; создания более сложного, пространственно развитого и композиционно насыщенного ядра общегородского центра на базе Октябрьской площади. Разграничительной линией зодчих в поисках источника формотворчества по-прежнему выступают противопоставление субъективизму и вкусовщине проверенных временем правил – художественного осмысления всей городской структуры и отдельной архитектурной формы, ее научной обоснованности и технической целесообразности, ее соответствия времени своего возникновения.

Литература:
1. Шамрук, А.С. Диалог в проектных стратегиях современной архитектуры // Архитектура: сб. научн. тр. – № 7. –  Минск: БНТУ, 2014. – С. 55-59.
2. Медлева, А. Игра во времени и пространстве // АиС. – 2019.- № 5. – С. 30–33.
3. Ранинский, Ю.В. Памятники архитектуры и градостроительства. – М.: Высш. шк., 1988. – 63 с.
4. Кишик, Ю.Н. Последний шанс: о реконструкции Октябрьской площади Минска //  АиС. – 2015. – № 4. – С. 39–41.
5. Иконников, А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. – М.: Стройиздат, 1982. – 255 с.
6. Тиц  А.А., Воробьева В.В. Пластический язык архитектуры. – М.: Стройиздат, 1986. – 112 с.


Автор: Юрий Кишик, www.bsa.by
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  23 Января 2022
Репутация: 381  [+] , сообщений: 11 006 ,  Администратор Proekt.by, cтаж: 17 лет Belarus

 
Мелочь, но мне не понятно на каком основании разрешили впундырить семейный герб Каричей на здании Dana Holdings в центре Минска. Скромнее нужно быть. Представьте если на каждом здании гербы семей инвесторов начнем лепить. Каким-то царизмом отдает...
Мечтатель ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Любитель  24 Января 2022
Репутация: 0  [+] , сообщений: 5 ,  Belarus

 
много профессиональных слов в статье
а по-народному оба эти здания можно охарактеризовать вот так:
"как бельмо на глазу"

P.S. и, скорее всего, со временем привыкнем Подмигивающий
Reader.blr ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Любитель  24 Января 2022
Репутация: 6  [+] , сообщений: 33 ,  ГАП, Belarus

 
Суть всего происходящего описана в последнем абзаце, и то очень мягко. По факту- деньги решают  Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда заказчик ХОЧЕТИМЕННОТАК, а согласующий орган ему поддакивает. И перед проектировщиками остаётся два варианта: первый- делать то что ХОЧЕТ заказчик и получить вознаграждение, второй - остаться без работы и ждать пока твой конкурент сделает то ,что ХОЧЕТ заказчик. Вот и весь печальный вывод.
Kto-to ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Любитель  24 Января 2022
Репутация: 0  [+] , сообщений: 7 ,  Belarus

 
Пока мэром был Павлов, не минчанин, он не давал уродовать облик города. После него пошли мэры-минчане, и мы получили то, что видим.
Dima70k ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Профи   - Профи   - Профи  24 Января 2022
Репутация: 13  [+] , сообщений: 159 ,  Belarus

 
Цитата Kto-to:
Пока мэром был Павлов, не минчанин, он не давал уродовать облик города. После него пошли мэры-минчане, и мы получили то, что видим.
При чем здесь мэры, минчанины и неминчанины? Дана это сербские друзьяшки лукашенко. Если дана захочет уродовать облик города, значит будет уродовать. А мэра если что-то лукашенко поменяет на нужного.
Kto-to ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Любитель  24 Января 2022
Репутация: 0  [+] , сообщений: 7 ,  Belarus

 
Цитата Dima70k:
Цитата Kto-to:
Пока мэром был Павлов, не минчанин, он не давал уродовать облик города. После него пошли мэры-минчане, и мы получили то, что видим.
При чем здесь мэры, минчанины и неминчанины? Дана это сербские друзьяшки лукашенко. Если дана захочет уродовать облик города, значит будет уродовать. А мэра если что-то лукашенко поменяет на нужного.
Согласен. Но Павлов как-то противостоял этому. Хотя, времена были другие.
DzedBaradzed ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Специалист   - Специалист  24 Января 2022
Репутация: 9  [+] , сообщений: 65 ,  cтаж: 11 лет Belarus

 
Да, дановское поделие на площади ещё долго будет памятником ущербности, некомпетентности и колхозности текущего государственного строя. Надеюсь, когда-нибудь его снесут. Мечты. мечты...
ЦВА ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Супер профи   - Супер профи   - Супер профи   - Супер профи  24 Января 2022
Репутация: 31  [+] , сообщений: 459 ,  Belarus

 
Цитата DzedBaradzed:
Да, дановское поделие на площади ещё долго будет памятником ущербности, некомпетентности и колхозности текущего государственного строя. Надеюсь, когда-нибудь его снесут. Мечты. мечты...
А Вы взяли бы да и выложили свои творения и утёрли бы нос некомпетентности и колхозности.
DzedBaradzed ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Специалист   - Специалист  24 Января 2022
Репутация: 9  [+] , сообщений: 65 ,  cтаж: 11 лет Belarus

 
Цитата ЦВА:
А Вы взяли бы да и выложили свои творения и утёрли бы нос некомпетентности и колхозности.
О! Начались типичные приёмчики форумных срачей в стиле "сперва добейся"? Не ожидал этого тут.
Чтобы называть говно говном не нужно быть в нем специалистом.
Целая статья выше говорит об этом, только умными словами и научными терминами. У её авторов тоже будете просить показать их работы?
 Стр.: [1]   | Рассказать коллегам:     

 
 Архитектура и дизайн (в разделе 1550 тем):
Подработки и вакансии (всего 13):

 
Оригинальные фасады в РФ и Германии. Выбираем лучшее из построенного!
Proekt.by совместно с Hörmann выбирает лучшие из построенных зданий зарубежных и отечественных архитекторов....>>
В Москве запретили публичные слушания по строительству.
Это хорошо или плохо?! Может пора везде отменить данную формальность? Обсудим чем грозит отмена общественных обсуждений...>>
В РФ утвержден профстандарт для архитекторов.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №202н от 06.04.2022 «Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор"...>>
Власти Москвы разработали рекомендации по архитектурному облику школ.
Главный архитектор Москвы Кузнецов: разработаны рекомендации по архитектурному облику школ.>>

МАиС: Огнестойкость профилей для витражей тамбуров и вопросы по СН пож. безопасность.

Исландия, Шотландия, Исландия. Выбираем лучшее из построенного!

Здания холодильников (склады). Очень интересная ситуация.

Размышления по новому СП "Ремонт и модернизация зданий и сооружений".

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Конкурс на проект реконструкции Музыкального театра в Минске.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 94, всего 67598(+6) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация