cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Общие вопросы / бюро ГИПов / Проверки-2019 в РБ: что изменится?  (Прочитано 973 раз)

 
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - Реликт  Administrator - Реликт  Administrator - Реликт  14 Декабря 2018
Репутация: 192  [+] , сообщений: 5 068 ,  ООО "ПрофЭлектроПроект", Администратор Proekt.by, cтаж: 14 лет Belarus

 
 
С какими нюансами может столкнуться бизнес в новом году, как функционирует система выборочных проверок и на что не имеют права контролеры рассказал зам. прокурора  Октябрьского р-на г.Минска Иван Лашук в рамках  II кейс-форума «Troubleshooting. Безопасность бизнеса».

Подходит к концу 2018 год, а вместе с ним завершает действие мораторий на проведение плановых проверок, введенный год назад Указом Президента № 376 от 16 октября 2017 года. Согласно документу, до 15 декабря этого года на сайте Комитета госконтроля должны появиться Планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 года. Акцент в контрольной деятельности сместился на предупреждение и профилактику. Новый порядок должен облегчить жизнь представителям бизнеса. В частности, полностью исключен плановый контроль – проверки стали выборочными, прописаны нормы, защищающие субъекты хозяйствования, а также ограничены сроки, за которые проводится проверка.

Напомним, принятый в октябре 2017 г. Указ Президента №  376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» внес изменения в Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Они призваны минимизировать вмешательство контролеров в работу предприятия.

Плановых проверок не будет

Заместитель прокурора Октябрьского района г. Минска Иван ЛАШУК в своем выступлении отметил, что внесенные указом изменения можно считать существенными, но не кардинальными. В частности, обновился понятийный аппарат.



— Так, раньше было два основных вида проверок: плановые и внеплановые, — уточняет заместитель прокурора. — Теперь плановые проверки назвали выборочными. Однако по своей природе это та же плановая проверка. Только теперь просто поставить в план проверки любое предприятие нельзя, его нужно выбрать по определенным критериям. Эти критерии различаются для разных контролирующих органов, вырабатывались в каждом из них, согласовывались Межведомственным советом, и определены для каждого органа индивидуально. Они определяют, относится субъект к группе риска или нет. Если по заданным критериям  он к группе риска не относится, назначить выборочную проверку невозможно.

Новшеством стала разработка и внедрение «Интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Через нее должны формироваться планы выборочных проверок. Для каждого проверяющего органа определены критерии постановки организации в план выборочных проверок. Причем программа автоматически проверяет соответствие предприятия заданным критериям.

— Часто спрашивают, откуда будет поступать информация о попадании предприятия в группу риска. Система будет учитывать уже имеющуюся  информацию в  государственных органах о нарушениях законодательства конкретным предприятием. Для абсолютного большинства контролирующих органов, кроме прокуратуры, предусмотрено использование информации из чек- листов (контрольного списка вопросов, поданных проверяемым субъектом). Также учитываются сведения из органов уголовного преследования, по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам. С учетом всей информации будет приниматься решение о назначении выборочной проверки.

Указ также смещает акценты в работе контролеров на профилактическую составляющую. В частности, введены две формы дополнительного контроля. Это  «Мероприятия технического (технологического, проверочного) характера», в ходе которых органы контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок. Если это требование будет выполнено, наказывать за нарушение не будут. Вторая форма — «Меры профилактического и предупредительного характера». Среди них — проведение мониторингов, направление рекомендаций по устранению выявленных недостатков, а также разъяснительная работа по соблюдению установленных требований и информирование о типичных нарушениях.

Если проверка, то комплексная

До 15 декабря на сайте Комитета госконтроля будут опубликованы планы выборочных проверок на I полугодие 2019 года.

— Есть небольшой нюанс, — продолжает помощник прокурора. — Во-первых, если вашей организации по состоянию на 15 декабря нет в плане проверок на следующее полугодие, это не значит, что она там не появится до конца этого периода. В определенных случаях в такие планы можно вносить изменения. Во-вторых, нестабильным может быть и перечень проверяющих органов. Если в плане указано, что к вам идет КГК, то нет никаких препятствий, чтобы к проведению данной проверки, если она подпадает под критерий, могла подключиться, например, прокуратура. Также к проверке могут подключиться иные контролирующие органы. Именно поэтому на сайте постоянно появляются планы в новой редакции.

По его словам, серьезно упростило ведение бизнеса и то, что несколько контролирующих органов не смогут проверять одну и ту же организацию в разный период времени в течение одного года. Проверка несколькими контролирующими органами возможна только в форме совместной проверки. На практике, для каждой организации план проверок будет определять месяц, в который следует ждать контролеров. Проверку могут начать в любой день этого месяца. Срок всех мероприятий — 30 рабочих дней, который может быть продлен еще на 15. В этот период каждый контролирующий орган, указанный в плане, должен провести свою проверку. Соответственно больше не будет ситуаций, когда каждый месяц на предприятие приходят разные контролирующие органы. Это требование, кстати, является реализацией одного из основных принципов указа — чтобы проверка не парализовала работу предприятия.

Также контролирующим органам запрещено повторно проверять одну и ту же  организацию в течение трех календарных лет. Однако филиалы могут проверяться независимо от головной компании.

Кроме того, нельзя проводить проверки в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию объекта строительства (в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта), государственной регистрации организаций и присвоения УНП обособленным подразделениям организаций (кроме созданных в порядке реорганизации).

Иван Лашук отметил, что несколько сократился и перечень оснований для назначения внеплановой проверки. Отныне нельзя ее проводить в рамках доследственной проверки.

— Раньше органы уголовного преследования, решая вопрос о возбуждении уголовного дела по экономическим преступлениям (чаще всего), назначали ревизию, а фактически проверку. Теперь же она может назначаться по уже возбужденному уголовному делу, — замечает помощник прокурора. — Мой опыт подсказывает, что количество таких внеплановых проверок сократится в разы. И в большинстве случаев они уже будут подкреплены рядом фактических материалов.

Обращается внимание, что проверяющие органы вправе привлекать для участия в своих мероприятиях специалистов. Ими могут быть как работники других надзорных органов, так и эксперты. Они не являются проверяющими  и не подписывают акт проверки. Однако специалисты составляют и передают контролирующему органу справку, которую тот оценивает. Некоторые положения этого документа могут быть включены в акт проверки.

Чего нельзя контролерам?

Игорь Лашук отмечает, что общий порядок проверки существенно не изменился.  Так, не позднее чем за 10 рабочих дней  контролирующий орган обязан отправить письменное уведомление руководителю организации. В нем должно быть указано время проведения проверки, проверяемый период,  а также полный перечень всех проверяемых вопросов. По его словам, на практике этот документ часто вручается на руки. В следующем году впервые предписание на проведение проверки будет формироваться автоматизированной системой контрольной (надзорной) деятельности.

— Предписание не вручается, а предъявляется. Мы чаще всего разрешаем руководителю сделать копию, а оригинал находится у контролера, — рассказал помощник прокурора. — Контролер обязан внести запись в книгу учета проверок. Если книги нет, делается отметка в акте проверки. Невнесение записи является основанием для признания проверки незаконной.

Соответствующая жалоба может быть направлена в течение 10 дней со дня начала проверки руководителю проверяющего органа или в вышестоящий орган.

Важным новшеством стало введение ответственности для контролеров за допущенные во время проверки нарушения. Так, к числу грубых нарушений относятся невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), отсутствие оснований для назначения проверки, превышение ее сроков, а также требование документов либо информации, которые не относятся к указанным в предписании вопросам. Контролеры не могут проверять соблюдение требований, выходящих за компетенцию своего надзорного органа. Такие действия контролера рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, и могут стать основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Помощник прокурора советует активнее реагировать на нарушения своих прав со стороны контролеров. По его мнению, предусмотренные законом рычаги защиты могут сделать контрольную деятельность еще качественнее и справедливее.

— Введена и административная ответственность для должностных лиц контролирующих органов за нарушения, допущенные при проверке, — отмечает Игорь Лашук. — Правом составления протокола в таких случаях наделены Комитет госконтроля и прокуратура. Но о реальной практике пока судить сложно. В значительной мере она будет зависеть от активности субъектов хозяйствования. На мой взгляд, если контролеры нарушают твои права, нужно активнее защищаться. Это, в том числе, их дисциплинирует.

Кроме того, уголовную ответственность влечет необоснованное назначение проверки, совершенное должностным лицом контролирующего органа из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием своих служебных полномочий,  если оно причинило существенный вред правам и законным интересам проверяемых субъектов.

Что есть мониторинг?

Когда речь зашла о злоупотреблениях, из зала поступил вопрос: «Проверяющие, осуществляя по их словам мониторинг, начинают требовать документы и право доступа в помещения. Правомерно ли это?»

Действительно, такие факты периодически встречаются. Вплоть до того, что по результатам мониторинга умудряются привлечь к административной ответственности, — ответил Игорь Лашук. — Дело в том, что рамки мониторинга по-прежнему четко не определены. Их описали сухим определением, которое каждый трактует по-своему. Не буду говорить за всю республику, но на практике  лично мы исходим из того, что в рамках мониторинга нельзя применять полномочия, предусмотренные для проверки. Например, если  в помещение нет общего доступа, то контролер, чтобы туда попасть, должен потребовать его открыть. Это уже его контрольные полномочия. Если же оно общедоступно и туда можно зайти, не предъявляя служебного удостоверения, то такое мероприятие можно считать  мониторингом. Когда начнут действовать выборочные проверки, таких ситуаций станет меньше.

Источник: www.stroimedia.by

 Стр.: [1]   

 Общие вопросы / бюро ГИПов (в разделе 3199 тем):
Подработки и вакансии (всего 26):
Новый
Обязательное ISO 9001 пора отменить при аттестации?!
Интересуют мнения: как повлияло введение системы менеджмента качества на деятельность в ваших организациях. Улучшило ухудшило или ничего не изменилось?  Только честно и на реальном опыте!
Проектировщикам повысили стоимость работ.
Опубликован приказ МАиС «Об установлении размера стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда».
Ищете специалистов для разработки разделов проектной документации?!
Разместите бесплатно информацию о предлагаемой подработке и заинтересованные проектировщики оперативно предложат свои услуги. А вам, как заказчику, остается только выбрать наиболее выгодное предложение!
Стоимость труда инженера. Проблемы РБ и немецкий опыт.
Дискуссия в рамках круглого стола «Инжиниринговая деятельность в строительстве: проблемы и перспективы развития», организованного РУП «Белстройцентр».
Повышение цены человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда.
Все ответы экспертизы за 2018 год на электронные обращения.
Только BIM проектировщиков будут допускать к тендерам через 2 года.
Идет обсуждение Инструкции по авторскому надзору.
База данных заключений экспертизы как замена аттестации.
Проект директивы о совершенствовании строительства РБ.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 166, всего 35146(+20) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация