Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!
cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' >
Войти или зарегистрироваться на Proekt.by
height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел
выберите раздел
Проектирование:
Генеральный план и транспорт
Архитектура и дизайн
Строительные решения
Электротехника
Автоматика
Сети связи
Системы безопасности
Водоснабжение и канализация
Отопление, теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование
Газоснабжение
Технология
Экология
Общие вопросы / бюро ГИПов
Программы для проектирования
В помощь студенту
Для инженера ПТО
Расчет стоимости проектных работ
Сметы. Расчеты в базисных ценах
Расчеты в текущих ценах
Расчет по нормативам расхода ресурсов (НРР-2012)
Бюро заказчика/подрядчика
Сметные программы
""
Общие вопросы / бюро ГИПов
/ Разъяснение МАиС по упрощенному строительству.
(Прочитано 1160 раз)
Админ
07 Сентября 2025
Репутация:
485
[+]
,
сообщений:
14 977
, ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 20 лет
Минстройархитектуры об основных подходах к осуществлению строительной деятельности в рамках Указа № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию».
Президентом Республики Беларусь 31 января 2025 г. был подписан Указ № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» (Указ № 46).
Ваш браузер не поддерживает фреймы
1. Порядок применения структурных элементов Указа № 46
1.1 Подпункт 1.1 пункта 1 Указа 46
устанавливает возможность приемки объектов строительства
, относимых к четвертому и пятому классам сложности, в эксплуатацию на основании заключений органов государственного строительного надзора об их соответствии критериям, определенным в части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46,
если объекты
:
-
возведены с использованием
проектной документации, разработанной методом привязки проектов, рекомендованных для повторного применения, к месту размещения объекта;
либо
-
закончены строительством в соответствии
с проектной документацией, прошедшей государственную строительную экспертизу по стадии «Строительный проект», в которую после прохождения госстройэкспертизы изменения не вносились либо по которой после внесения в нее изменений повторно получено заключение госстройэкспертизы.
Справочно:
Применение порядка, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 46, предполагает наличие заключение госстройэкспертизы по проектной документации при внесении в нее изменений вне зависимости от наличия/отсутствия необходимости ее повторного утверждения по результатам внесенных изменений.
1.2 Подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 46
устанавливает возможность строительства объектов
, относимых к четвертому и пятому классам сложности, на предоставленном земельном участке в пределах разрешенных инженерных нагрузок по решению заказчика (застройщика) на основании совокупности следующих документов:
• чертежей, состав и объем которых определяются заказчиком (застройщиком);
• эскизного проекта, согласованного руководителем структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня, осуществляющего государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, включая территории районов в городе.
1.3.
Приемка объекта в эксплуатацию:
• в рамках подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46 возможна при условии обязательного наличия положительного заключения госстройэкспертизы по проектной документации;
• реализация подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 осуществляется по объектам строительства, строящимся на основании эскизного проекта и чертежей.
1.4. С учетом установленных норм,
применение структурных элементов
Указа № 46 осуществляется
в следующем порядке
:
подпункт 1.1 пункта 1 Указа № 46 – применяется в том числе к объектам строительства, по которым разрешительная документация получена и проектная документация разработана до вступления в силу Указа № 46;
Cправочно:
Обращается внимание, что в случае, если по объекту строительства до реализации права упрощенной приемки, предусмотренной подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 46, получены предписания надзорных органов в рамках осуществляемой ими деятельности, определяющие необходимость устранения нарушений, то такие нарушения подлежат обязательному устранению.
Одновременно, если объект направлялся на получение заключений органов государственного надзора и по которым вынесены отрицательные заключения, то упрощенный порядок приемки, в части получения только заключений органов государственного строительного надзора, по таким объектам не может быть применен.
подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 46 – применяется только в отношении объектов, по которым соответствующее решение (приказ, постановление, распоряжение) заказчика, застройщика об их строительстве с применением упрощенного порядка подпункт 1.2 пункта 1, принято после вступления в силу соответствующего подпункта Указа № 46 (то есть после 2 мая 2025 г.).
Справочно:
Одновременное применение обычного и упрощенного порядка не допускается.
2. Распространение норм Указа на виды
строительной деятельности
Действие подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 46 распространяется на все виды строительной деятельности, по которым осуществляется приемка объекта в эксплуатацию, то есть за исключением сноса и текущего ремонта.
Справочно:
Установленная норма не ограничивает возможность принимать объекты в эксплуатации на основании заключения органов государственного строительного надзора по объектам, которые завершены строительством после расконсервации.
Действие подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 распространяется на все виды строительной деятельности, проводимые на объектах четвертого-пятого класса сложности, за исключением сноса и консервации объекта, ремонтно-реставрационных работ.
3. Нормативные правовые акты, принятые в развитие Указа № 46
В целях выполнения пункта 2 Указа № 46:
утверждены:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 242 «О составе и порядке согласования эскизного проекта»;
• постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 апреля 2025 г. № 49, согласно которому в приложении 8-3 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40 установлена форма акта приемки объекта строительства, относимого к четвертому и пятому классам сложности, законченного строительством в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46;
откорректированы постановления Совета Министров Республики Беларусь:
• от 29 ноября 1999 г. № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;
• от 19 октября 2006 г. № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ;
• от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности»;
• от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»;
• от 9 августа 2013 г. № 704 «Об утверждении Положения о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации • Республики Беларусь»;
• от 8 мая 2018 г. № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ»;
• от 17 октября 2018 г. № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно»;
• от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
• от 19 июня 2023 г. № 394 «Об информационных системах в сфере строительства».
Внесены изменения в ведомственные нормативные правовые акты:
• Министерства архитектуры и строительства от 13 сентября 2024 г. № 102 «Об осуществлении технического надзора»;
• Государственного комитета по стандартизации от 31 января 2024 г. № 8 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления органами государственного строительного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» и от 20 января 2022 г. № 9 «Об утверждении регламента административной процедуры»;
• Государственного комитета по имуществу от 24 марта 2015 г. № 11 «Об утверждении инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий».
4. Иные пояснения с учетом поступающих запросов
4.1. Изменение целевого назначения земельного участка.
Указом № 46 предоставлена возможность строительства объектов по упрощенному порядку только на предоставленном земельном участке.
Под предоставленным земельным участком понимается предоставленная лицам для осуществления хозяйственной и иной деятельности часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение, в установленном законодательством порядке.
Таким образом, применение упрощенного порядка при строительстве объектов по Указу № 46 не устанавливает условий и возможности изменения целевого назначения земельного участка.
4.2. О разрешенных инженерных нагрузках и возможности их увеличения.
Под разрешенными инженерными нагрузками понимается допустимая величина нагрузки на инженерные сети, обеспечивающие подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие ресурсы) на объекты потребления и в случае необходимости отведение использованных ресурсов.
При необходимости заказчик (застройщик) вправе самостоятельно запросить информацию у специализированных эксплуатирующих организаций о возможном присоединении к инженерным сетям и иным объектам строящейся объект строительства.
Увеличение предельных инженерных нагрузок при реализации права упрощенного строительства не допускается.
4.3. Требования технических нормативных правовых актов (ТНПА), подлежащие соблюдению при разработке чертежей и приемке объектов. Возможность применения специальных технических условий.
При разработке чертежей и приемке объектов строительства, строящихся с учетом применения прав, установленных подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, является обязательным исполнение требований ТНПА, входящих в состав национального комплекса технических нормативных правовых актов, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в объеме, ограниченном требованиям Указа № 46.
Строительство объектов в рамках Указа № 46 не предполагает разработку эскизного проекта, чертежей со специальными техническими условиями. Разработка специальных технических условий возможна только при проектировании объекта строительства в установленном порядке (статья 74 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
4.4 О наличии аттестата соответствия.
При строительстве объектов в рамках Указа № 46, относимых к четвертому классу сложности наличие аттестата соответствия:
• на разработку эскизного проекта – не требуется;
• на разработку чертежей – юридические лица, индивидуальные предприниматели должны иметь аттестат соответствия.
4.5. О регистрации в Едином реестре объектов капитального строительства (ЕРОКС), а также регистрации объектов в органах государственного строительного надзора.
Форма акта приемки объекта строительства, относимого к четвертому и пятому классам сложности, законченного строительством в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, в эксплуатацию, установленная приложением 8-3 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40, содержит пункт 2, предусматривающий указания идентификационного номера регистрации в ЕРОКС, что предполагает безусловность регистрации объекта строительства в данном реестре.
4.6. О критериях оценки при приемке, отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки.
При приемке в эксплуатацию объект оценивается приемочной комиссией по критериям, установленным в пункте 4 приложения к Указу № 46.
Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа. В случае непредставления членом приемочной комиссии письменного отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию с обоснованием причин такого отказа член приемочной комиссии обязан подписать указанный акт (статья 114 Кодекса). Члены приемочной комиссии несут ответственность по компетенции.
В случае, если строительно-монтажные работы на объекте осуществлялись без направления уведомления о начале выполнения строительно-монтажных работ в орган государственного строительного надзора, либо без согласования в установленном порядке эскизного проекта, применение упрощенного порядка строительства и приемки в соответствии с подпунктом 1.2 Указа № 46, по таким объектам не допускается.
4.7. О перечне документов, подтверждающих соответствие объекта строительства критериям, установленным в пункте 4 приложения к Указу № 46.
Исполнение данных критериев оценки должно подтверждаться наличием:
• при разработке чертежей решений по надежности конструктивной схемы здания или сооружения, по мероприятиям в части подготовки строительной площадки, включая инженерную защиту, по защите от опасных природных и техногенных процессов (при наличии), по защите строительных конструкций зданий (сооружений) от коррозии, иного воздействия, а также решений обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности, требований гигиены, защиты здоровья и наследственности человека, окружающей среды, требований защиты от шума и вибрации, требований безопасности при эксплуатации сооружений, требований экономии энергии и тепловой защиты;
на момент приемки у заказчика:
• актов освидетельствования скрытых работ;
• актов промежуточной приемки ответственных конструкций;
• актов испытаний: технологических трубопроводов, внутренних систем газо-, электро-, теплоснабжения (отопления и вентиляции), холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации), наружных сетей газо-, электро-, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации) и дренажных устройств, устройств, обеспечивающих взрыво-, пожаробезопасность и молниезащиту;
• актов индивидуальных испытаний смонтированного оборудования;
• актов приемки оборудования после комплексного опробования;
• документов об оценке соответствия строительных материалов и (или) строительных изделий.
Отсутствие данных документов или решений в составе чертежей является основанием для отказа членов приемочной комиссии от подписания акта приемки.
4.8. О приемке в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлялось в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 46, в порядке, предусмотренном для объектов самовольного строительства.
Согласно статье 223 Гражданского Кодекса Республики Беларусь только объект строительства, созданный в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.
Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2007 г. № 1802 предусмотрено обязательное оформление актов приемки в эксплуатацию самовольно построенных объектов.
Также, частью четвертой подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 46 установлено, что законченный строительством объект не является самовольной постройкой.
Установленная норма изначально исключает возможность оформления актов приемки в эксплуатацию самовольно построенных объектов в отношении объектов, реализуемых на основании условий и прав, предоставленных пунктом 1.2 Указа № 46.
Cправочно:
Для приемки объектов, реализуемых на основании пункта 1.2 Указа № 46, постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.04.2025 № 49 утверждена соответствующая форма акта приемки объекта строительства.
4.9. Техническая эксплуатация зданий (сооружений), завершенных строительством и принятых в эксплуатацию с применением упрощенного порядка.
Техническая эксплуатация зданий (сооружений) должна осуществляться в соответствии с документацией, на основании которой осуществлялось их строительство.
При этом отмечаем, что согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7) утверждены:
• общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
• общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Согласно подпункту 3.5 Декрета № 7 субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать вышеуказанные общие требования.
Источник:
Pravo.by
Lilit
08 Сентября 2025
Репутация:
8
[+]
,
сообщений:
72
, Главный специалист по проектированию,
ГЭЭ устно подтвердила, что по объектам которые подлежат ГЭЭ (без ОВОС) по Закону о ГЭЭ, ГЭЭ не проводится, если объект по 46 указу. У меня вопрос, Закон о ГЭЭ по иерархии выше, чем Указ, то есть нормы Указа 46 противоречат Закону о ГЭЭ, хотелось бы письменного разъяснения от Минприроды.
Ejik
09 Сентября 2025
Репутация:
20
[+]
,
сообщений:
257
, ГАП, cтаж: 19 лет
Сможет кто-то разъяснить, по-тому что чем больше читаю, тем больше запутываюсь. С объектами К-4 тут понятно. С К-5 - мы или по п 1.1 Указа №46 разрабатываем "строительный проект", проходим экспертизу (на К-5 экспертиза по положению об экспертизе не является обязательна, а выходит обязательна) строим без уведомления Госстройнадзора, или по п. 1.2 разрабатываем "эскизный проект" и уведомляем Госттройнадзор о начале строительства? Выходит так? При строительстве К-5 могут ли работы выполнятся хозспособом, потребует ли инспектор Госстройнадзора акты на скрытые работы, сертификаты на материалы, подтверждения марок бетона и тп.?
Pashette
09 Сентября 2025
Репутация:
144
[+]
,
сообщений:
1 973
, cтаж: 17 лет
Строительство хоз. способом - собственными силами заказчика без привлечения подрядной организации, но это подразделение также должно иметь право на проведение работ, иметь аттестаты и т.д. Как это может отменить необходимость сертифицированных изделий, акты на скрытые работы и т.д.?
К4, К5 могут строиться по эскизному проекту но приёмка с прохождением экспертизы.
По поводу обязательности экспертизы для К5 - это ошибка или ужесточение по сравнению с Постановлением о госстройэкспертизе. Тоже касается и запрета на вносимые изменения после экспертизы. По постановлению повторная экспертиза по изменениям при изменении ТЭПов.
Ejik
09 Сентября 2025
Репутация:
20
[+]
,
сообщений:
257
, ГАП, cтаж: 19 лет
Цитата Pashette:
Как это может отменить необходимость сертифицированных изделий, акты на скрытые работы и т.д.?
Про сертификаты понятно. Кто будет подписывать акты на скрытые работы, если не технадзор, не авторский надзор не ведется?
Pashette
09 Сентября 2025
Репутация:
144
[+]
,
сообщений:
1 973
, cтаж: 17 лет
Цитата Ejik:
Про сертификаты понятно. Кто будет подписывать акты на скрытые работы, если не технадзор, не авторский надзор не ведется?
А где написано, что при подрядном способе необязателен тех. надзор? Он или в составе заказчика может быть или сторонняя организация. Для авторского надзора при подрядном способе также нет запрета на ведение.
Ejik
09 Сентября 2025
Репутация:
20
[+]
,
сообщений:
257
, ГАП, cтаж: 19 лет
"Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением государственного строительного надзора, при строительстве объектов не осуществляется" - из 46-го Указа, п.1.2, 3-й абзац.
Pashette
09 Сентября 2025
Репутация:
144
[+]
,
сообщений:
1 973
, cтаж: 17 лет
Цитата Ejik:
"Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением государственного строительного надзора, при строительстве объектов не осуществляется" - из 46-го Указа, п.1.2, 3-й абзац.
тогда вопрос интересный
КОТ-1
09 Октября 2025
Репутация:
0
[+]
,
сообщений:
46
,
Дорого дня всем! Может вопрос глупый,но я все не могу получить нигде хоть немного чёткого ответа..вопрос: при строительстве объектов 4-5 классов сложности, обязательно ли составление непосредственно смет по нрр или достаточно некой "ведомости" с перечнем работ, объёмами и стоимостями?
Gwyn
09 Октября 2025
Репутация:
125
[+]
,
сообщений:
1 138
, организация, должность, cтаж: 28 лет
Цитата КОТ-1:
Дорого дня всем! Может вопрос глупый,но я все не могу получить нигде хоть немного чёткого ответа..вопрос: при строительстве объектов 4-5 классов сложности, обязательно ли составление непосредственно смет по нрр или достаточно некой "ведомости" с перечнем работ, объёмами и стоимостями?
в перечне состава эскизного проекта раздел "сметная документация" отсутствует. обязательность разработки данного раздела относится к составу проектной документации. Разработка проектной документации не является обязательной.
КОТ-1
09 Октября 2025
Репутация:
0
[+]
,
сообщений:
46
,
Цитата Gwyn:
Цитата КОТ-1:
Дорого дня всем! Может вопрос глупый,но я все не могу получить нигде хоть немного чёткого ответа..вопрос: при строительстве объектов 4-5 классов сложности, обязательно ли составление непосредственно смет по нрр или достаточно некой "ведомости" с перечнем работ, объёмами и стоимостями?
в перечне состава эскизного проекта раздел "сметная документация" отсутствует. обязательность разработки данного раздела относится к составу проектной документации. Разработка проектной документации не является обязательной.
Спасибо!
Читайте в нашем tg-канале:
👌Инструкции по охране труда при работах с мобильной платформой.
Министерство труда и социальной защиты утвердило типовые инструкции по охране труда при управлении мобильной подъемной рабочей платформой, а также при выполнении работ с рабочей платформы мобильной подъемной рабочей платформы.
Страницы: [
1
]
Рекомендуем поднять репутацию автору полезного ответа кликнув на [+] в его сообщении!
Общие вопросы / бюро ГИПов (в разделе 5495 тем):
Вакансии и объявления подряда (всего 28):
Обновлены правила экспертного сопровождения.
Приказом РУП «Главгосстройэкспертиза» от 21.10.2025 № 180 утверждены в новой редакции Правила осуществления экспертного сопровождения.
Изменение №1 СН «Здания и сооружения. Энергетическая эффективность».
Утверждено и введено в действие с 15.10.2025 Постановлением Министерства архитектуры и строительства РБ от 30.07.2025 № 90.
Что же выбрать для проекта? Revit или Plant 3D?
Отлично, коллеги! Запускаем мысленный эксперимент. Садимся на кухне с кружкой чая, и задаём себе, как инженерам-проектировщикам, главный вопрос...
Объекты с особенностями.
Совмином РБ 2 октября принято постановление № 549 «О формировании перечня объектов, требующих первоочередного строительства для социально-экономического развития областей, г. Минска».
"Украли" аттестат - что делать?
Автоматизация автоматизации и управление цифровым двойником.
О составе и порядке согласования эскизного проекта.
⚠️Изменения в регистрации деклараций.
О технологической документации с 01.01.2024 на всех объектах.
Определение класса сложности объектов строительства по-новому!
Загружается...