cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Общие вопросы / бюро ГИПов / Зарубежный опыт общественных обсуждений в градостроительстве.  (Прочитано 200 раз)

 

 
 
Диалог архитектора с общественностью – давняя история. Архитектура во все времена являлась инструментом воздействия на человека. Многие столетия до нас великие зодчие обращались «за советом» к общественному мнению об успешности своих проектов. Однако не всегда каменные великаны вызывали благоговение и поклонение у населения, как культовые сооружения романтизма и готики.

Нынешний символ французской столицы – Эйфелева башня – когда-то вызвал большой резонанс у парижан и был принят весьма агрессивно. И таких примеров неоправданного недовольства архитектурными творениями довольно много. Нам не всегда удается достучаться до населения, найти нужный путь и язык взаимодействия с простым человеком, оправдать его ожидания. И еще сложнее это сделать в градостроительной сфере деятельности.

Не так давно в Беларуси появилась практика организации общественных обсуждений градостроительных проектов. В 2011 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь были утверждены положения о порядке проведения общественных обсуждений с целью обеспечения права физических лиц на благоприятную среду обитания, а также вовлечения физических и юридических лиц в процесс планирования развития территорий при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. И вот уже целых 5 лет белорусские архитекторы пытаются найти контакт с населением, но, по моей скромной оценке, пока безуспешно.

Что нужно делать, чтобы быть услышанными?
Как правило, на подобные раздумья у моих коллег нет времени: они хватают генеральные планы и мчатся в отдаленные места республики на встречу с городом. На продумывание стратегии построения разговора остаются считанные часы в дороге. По прибытии на место градостроителей ожидает битком набитый зал раздраженных своими будничными проблемами людей, готовых обрушиться в любую минуту. И вот он, ответственный момент, когда архитектор остается «наедине со всеми», пытаясь донести градостроительную стратегию преобразования городского организма, в котором они живут. Встреча заканчивается. А вопросов и взаимного недовольства становится только больше.

В чем же причина неудач?
На первый взгляд – в неподготовленности белорусской системы к столь демократичным нововведениям. Мы ориентируемся на опыт европейских стран, где вовлеченность общественности – неотъемлемая часть градостроительного процесса. Но забываем, что к этому они шли десятилетиями, создавая необходимые условия. Если обратиться к градостроительной практике Европы, то можно увидеть, что вопросы участия населения решаются комплексно на всех уровнях городского планирования.

Что для этого нужно?
Во-первых, подготовленность «слушателей» к объективному восприятию информации о территориальном планировании, инженерно-транспортному обустройству города или района, экологическим аспектам жизнедеятельности. Для этого в большинстве европейских стран в среднеобразовательных школах дополнительно ведется предмет, посвященный городскому планированию и управлению. Это делается для того, чтобы человек со школьной скамьи знал, как и чем живе т город, как он развивается, что для этого необходимо и, главное, сколько это стоит. В некоторых странах, например в Испании, уже с детского сада развивают в детях чувство ответственности к формированию среды, в которой они обитают, для чего регулярно проводятся дни благоустройства и ландшафтного дизайна отдельно взятой улицы города. Малышам выдается весь необходимый инструментарий, и, сопровождаемые специалистами, они творят свой собственный мир. При этом прививается осознание необходимости учитывать не только свои интересы, но и пожелания других членов общества.

Еще одним примером воспитания населения может послужить жилой район г.Стокгольма «Hammarby Sjöstad» (рис. 1), расположенный по обе стороны канала Хаммарбю Сьё. На территории общественной зоны функционирует координационно-образовательный центр, который регулярно проводит лекции и встречи с проживающим населением разных возрастов. В ходе бесед жителям разъясняются все аспекты функционального зонирования территории, режимы использования различных зон, визуально-эстетические регламенты формирования среды, планировочных ограничений и охраны окружающей среды, инженерно-транспортного оборудования, разграничения автомобильного, общественного, велосипедного движения, а также экономической составляющей обеспечения и поддержания жизнеспособности района. Таким образом, устанавливается определенная связь взаимопонимания и взаимоответственности между создателями и пользователями, которая позволяет снять целый ряд вопросов и эксплуатационных проблем. К примеру, каждый житель знает, сколько литров воды он тратит на потребительские нужды, и если сократит свои расходы, и не только он один, а целый квартал, то появятся средства на дополнительное оборудование детской площадки или велопарковки. Только совместными усилиями можно достигнуть желаемого качества материально-пространственной среды (рис. 2).


Рис 1. Проект жилого района г.Стокгольма «Hammarby Sjöstad».








Рис.2 Жилая застройка «Hammarby Sjöstad».

Во-вторых, немаловажным аспектом является готовность «системы» принять общественное мнение. За рубежом население привлекается на нескольких уровнях территориального планирования с различной степенью вовлеченности. На мегауровне при составлении региональных планов и схем градостроители и другие участники данной сферы деятельности руководствуются действующим законодательством страны. На этой стадии проектирования население, как правило, не влияет на процесс. В отличие от Беларуси в Дании, к примеру, не проводятся общественные слушания схем комплексной территориальной планировки районов и областей.

Участие начинается на макроуровне при разработках генеральных планов городов. В качестве инструментов популяризации градостроительства среди населения практикуется проведение городских советов с участием девелоперов, специалистов заинтересованных профессий. Аналог данного мероприятия – общественное собрание Design Review process, регулярно проводимое в Великобритании. Во многих странах на этой стадии также привлекаются представители местного населения. Основной целью совета является обсуждение и разработка предложений по инвестиционной программе и проектной документации на начальных этапах их выполнения, что позволяет максимально учесть социально-экономические потребности города. Это, в свою очередь, повышает эффективность всех последующих мероприятий без увеличения сроков и затрат на их реализацию.

Подобные советы, предшествующие началу проектирования, позволяют установить контакт с населением. На дальнейших стадиях разработки градостроительного проекта встречи повторяются, тем самым обеспечивая публичное одобрение конечного решения генплана.

Отсутствие остроты и напряженности во взаимоотношениях архитекторов с общественностью объясняется также и существенными различиями в методике реализации градостроительных проектов. После утверждения генеральный план белорусского города становится незыблемым правилом, не допускающим о тступлений в вопросах строительства, озеленения, экологии и др. В скандинавских странах генеральный план крупного города, к примеру Стокгольма, является постоянно изменяющимся документом, в который по мере надобности вносятся дополнения. Они в свою очередь регулируются соответствующими правилами, нормативами и, как ни странно, общественными обсуждениями. Экспертизы как таковой у североевропейских стран нет. Поэтому при необходимости внесения каких-либо изменений выполняется локальный планировочный проект, который и выносится на обсуждение. Самое интересное, что на встречи приглашаются только те жители города, которые проживают в непосредственной близости к трансформируемой территории и интересы которых могут быть затронуты. Общественные обсуждения проводятся в местных муниципалитетах (администрации районов города) до тех пор, пока все заинтересованные не выскажут свое согласие. Только после этого генеральный план подлежит изменению. Как правило, конечный документ находится в городской администрации в виде информационного буклета в открытом доступе для всех.

На микроуровне население задействовано наиболее активно, и это вполне оправданно, поскольку стадия детального планирования конкретна и понятна для неспециалиста. Жители привлекаются к участию в проектировании новых районов застройки либо реконструкции, которые они уже одобрили на генеральном плане (local plan).

Принцип работы с населением лучше всего продемонстрировать на конкретном примере.

Муниципалитет датского города Хиллерёда пригласил всех желающих жителей принять участие в разработке концепции нового жилого района «Ulleredbyen» (рис. 3). После вводной лекции о принципах проектирования, основных функциональных зонах, типах застройки и их пространственного сочетания 140 участвующих разделили на группы по 10 человек (рис. 4).


Рис.3 Концепция жилого района Хиллерёде.


Рис.4 Общая встреча с жителями Хиллерёде.

Основной задачей для них было составление упрощенной схемы функционального и пообъектного размещения всех элементов жилой среды в границах района: домов разной этажности, детских садов, школы, игровых площадок, парковки, элементов ландшафта (рис. 5).




Рис.5 Проектные предложения жителей Хиллерёде.

После чего работы всех групп вынесли на обсуждение и совместно со специалистами выбрали наиболее оптимальную схему. Надо отметить, что плодотворное сотрудничество жителей Хиллерёда длилась не один месяц, обсуждались даже дендропланы индивидуальной застройки (рис. 6).


Рис.6 Дендроплан с визуализацией.

В дальнейшем на ее основе планировщиками по всем нормам и правилам был разработан детальный план. Думаю, и так понятно, как его восприняла общественность на завершающей публичной встрече. Далее были проведены встречи с инвесторами и застройщиками, которые должны были воплощать мечту в жизнь (рис. 7).




Рис.7 Фрагменты визуализации проекта жилого района.

Подобная практика активно применяется и в Швеции, где детальный план является своего рода контрактом между собственниками земли. Разработаны целые методики работы с людьми, такие как «Participation process» и «4D: Dream – Discover – Design – Deliver», включающие несколько стадий (информирование населения; формирование мнения; реакция; действия) и направленные на достижение коммуникативной связи с участниками процесса.

Ощущение сопричастности к сотворению чего-то нового, в данном случае среды для комфортного проживания, придает чувство уверенности и удовлетворенности. Когда-то схематично проведенная по бумаге дорожка к значку детской площадки может стать реальностью и воплощением идей простого жителя благодаря мастерству архитекторов и строителей.

В-третьих, важен сам процесс взаимодействия населения и профессионалов в своей сфере. С одной стороны, жителям не стоит забывать, что перед ними стоят такие же пользователи, как и они сами. Необходимо понимать, что многие текущие трудности, например с местами на парковке возле дома или зеленым двором, не в компетенции архитекторов: они также удивляются, куда исчезают благоустроенные придомовые территории с вместительными паркингами после реализации их проектов!

С другой стороны, архитекторы не должны выходить на диалог с населением тет-а-тет. Это заведомо проигранное дело. Прогрессивный опыт европейских стран показывает, что неотъемлемой частью разработки и сопровождения градостроительных проектов является активное участие социологов и психологов. Они не только помогают определить целевые группы жителей с их запросами на начальном этапе проектирования («Communication plan» в Швеции), но и ведут все переговоры с общественностью по завершении проекта. Именно социологи и психологи выступают посредниками между архитектором и жителями города: они готовят каждую встречу, проводят лекции и беседы, ведут все общественные обсуждения проектов. Иными словами, они делают то, в чем являются лучшими – в работе с людьми.

Подводим итоги.
На данном этапе своего развития Беларусь находится на верном пути: общественность необходимо заинтересовывать и привлекать к обсуждению проектов, в том числе и градостроительных. Но каким образом и на какой стадии – это еще предстоит усовершенствовать. Иначе продуктивный диалог не состоится.

Перед нынешними и будущими поколениями архитекторов и других специалистов стоит сложная задача трансформации и адаптации устоявшейся «тяжеловесной» системы разработки, согласования и реализации градостроительных проектов к новым принципам открытости и динамичности постоянно изменяющегося общества. Население, в свою очередь, должно быть готово участвовать в этом процессе: образовательные курсы, обучающие программы, общественные организации, воспитательная пропаганда, реклама и многое другое. И наконец, организация самих встреч требует привлечения специалистов социальной сферы деятельности для установления атмосферы взаимоуважения и доверия между людьми. Думается, если эти три составляющие соединить воедино, то цели будут достигнуты.

Автор: Дарья Лагутенок
Журнал "Архитектура и строительство"

 Общие вопросы / бюро ГИПов (в разделе 3288 тем):
Подработки и вакансии (всего 36):
Новый
База данных заключений экспертизы как замена аттестации.
В случае отмены аттестации чем можно заменить ее, чтобы заказчик мог оценить компетенцию проектировщика? А что если оценивать по заключениям госстройэкспертизы? >>
Интервью с главой Минстроя РФ - с 1 июля отрасль начнет жить по-другому.
Застройщики готовятся к переходу на проектное финансирование. Насколько из-за этого могут подорожать квадратные метры? И кто защитит деньги...>>
Обязательное ISO 9001 пора отменить при аттестации?!
Интересуют мнения: как повлияло введение системы менеджмента качества на деятельность в ваших организациях. Улучшило ухудшило или ничего не изменилось?...>>
Бесплатная нормативка, отмена аттестации и ISO 9001.
Предварительные результаты форумных инициатив по улучшению стройотрасли. Прошло два месяца и хочется ознакомить с предварительными результатами.>>
Декларация о намерениях как оформить?
Что такое Техническая модернизация - официальный ответ МАиС.
Будет усилена ответственность застройщика за внесение изменений в проект.
О продлении срока рассмотрения проектной документации в экспертизе до 2-ух месяцев.
Белстройцентр напоминает об ежегодном подтверждении аттестатов.
Размещение вакансий на Proekt.by - эффективно и недорого.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 222, всего 38121(+62) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация