cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Системы безопасности / Подразделы текстовой части раздела "Пожарная безопасность".  

 
Админ ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  09 Ноября 2017
Репутация: 452  [+] , сообщений: 13 595 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Описание основных направлений (подразделов) текстовой части раздела «Пожарная безопасность» исходя из анализа обязательных существующих ныне разделов и функциональности требований ТНПА, отечественного и зарубежного опыта предлагаются следующие основные направления (подразделы) в текстовой части раздела «Пожарная безопасность».

В системе мер по обеспечению безопасности проектируемых зданий, наряду с конструктивной устойчивостью и надежностью строительных конструкций и их элементов, обеспечение пожарной безопасности регулируется специальным законодательством в данной области и является одной из важнейших задач в строительстве.

Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности» (ст. 8 ) технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА), содержащие или затрагивающие требования пожарной безопасности, выделены в отдельный блок в качестве системы противопожарного нормирования и стандартизации. Состав этой системы определяется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору, без учета подконтрольности и ведомственной принадлежности ТНПА.

По состоянию на 15 марта 2017 г. в обязательные ТНПА в области проектирования и эксплуатации объектов системы противопожарного нормирования и стандартизации включены: 4 технических регламента ЕАЭС, 1 национальный технический регламент, 8 правил пожарной безопасности, 50 технических кодексов установившейся практики (ТКП), 1 государственный стандарт (СТБ), 7 международных стандартов (ГОСТ), 6 национальных строительных норм и пособий к ним (СНБ), 5 строительных норм и правил бывшего СССР и пособий к ним (СНиП), 7 норм пожарной безопасности, 1 пособие к национальным строительным нормам (Пособие к СНБ). Непосредственно МЧС утверждены 8 ППБ и 15 ТКП.

Состав проектной сметной документации (далее – ПСД) регламентируется требованиями ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание». Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности включаются в соответствующие разделы архитектурного проекта, к которым они относятся. А это практически все разделы (от исходных данных и генплана до спецификаций и смет). В то же время аналогичное требование для строительного проекта (при двухстадийном проектировании) не установлено, что является существенным упущением, учитывая большое количество противопожарных требований в действующих ТНПА.

В отдельных ТНПА сделана попытка учета противопожарных мероприятий с выделением в отдельный раздел и при разработке специальных технических условий (см. п.4.4 ТКП 45-2.02-242-2011; гл.13 ТКП 45-3.02-108-2008), но в целом для общего состава ПСД подобное требование отсутствует.

Отсутствие в составе ПСД раздела «Пожарная безопасность», объединяющего принципиальные требования пожарной безопасности для их использования при разработке профильных разделов проекта, – причина многих системных и технологических проблем качественного проектирования, а также оценки ПСД на соответствие требованиям пожарной безопасности.

При разработке ПСД – это отсутствие концепции обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта; узкопрофильная подготовка специалистов по разделам, слабо знающих требования пожарной безопасности на стыке специальностей; слабая координация и несвоевременность (динамика) проектных решений по пожарной безопасности; волнообразное наложение ошибок специалистов и, как следствие, – неправильные проектные решения, приводящие к невыполнению существенных требований безопасности в проекте в целом.

При экспертизе ПСД – это слабая техническая проработка в проектах существенных требований пожарной безопасности; отсутствие необходимых обоснований и расчетов; расхождение в проектных решениях по разделам; неполнота необходимых исходных данных по разделам при обосновании проектных решений расчетами; отсутствие согласований в случаях отступлений от требований ТНПА; низкое качество разработки проекта и слабый уровень нормоконтроля.

При строительстве объекта и вводе его в эксплуатацию – это бессистемность и несвоевременность проверок ПСД органами надзора, отдельные недоработки органов экспертизы (если они имели место), измененные авторами отдельные проектные решения после государственной экспертизы. К сожалению, нередки случаи, когда органами государственного пожарного надзора предъявляются замечания по проекту на стадии приемки объектов в эксплуатацию, на этом основании требуются дополнительные согласования и, в конечном счете, – осуществляется отказ в его приемке.

Для проектируемого объекта должна разрабатываться концепция обеспечения пожарной безопасности, в которой содержатся требования пожарной безопасности для конкретного объекта с учетом функционального назначения, этажности, архитектурных и объемно-планировочных, а также иных решений. В целях оптимизации предполагаемых затрат на противопожарную защиту объекта концепция обеспечения пожарной безопасности может разрабатываться уже на стадии эскизного проекта, что позволит осуществлять многовариантность проектных решений и избежать фатальных ошибок.

Необходимость внесения в ТКП 45-1.02-295-2014 и иные нормативные правовые акты требования о разработке в составе ПСД раздела «Пожарная безопасность» давно назрела. Раздел должен иметь наименование «Пожарная безопасность», т.к. это понятие «пожарная безопасность» является системным и требования к ее обеспечению установлены в ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Пожарная безопасность включает систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и организационно-технические мероприятия. На этой методологической основе базируются ТНПА на всех стадиях их жизненного цикла.

В качестве аналога можно принять существующий в РФ раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», для которого Постановлением правительства России от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» установлены конкретные требования к содержанию разрабатываемых противопожарных мероприятий.

Исходя из анализа обязательных существующих ныне разделов и функциональности требований ТНПА, отечественного и зарубежного опыта предлагаются следующие основные направления (подразделы) в текстовой части раздела «Пожарная безопасность»:

1. В подразделе «Общие положения»: описание системы обеспечения пожарной безопасности (для существующего объекта – наличие и техническое состояние существующих решений по пожарной безопасности); описание исходных данных для проектирования системы обеспечения пожарной безопасности; сведения о наличии согласований отступлений от требований ТНПА; сведения о наличии и обоснование компенсирующих мероприятий; сведения об использованных расчетных методах и их основных результатах.

2. В подразделе «Пожарная безопасность при размещении объекта»: описание проектных решений по зонированию территории, прокладке сетей и инженерных коммуникаций; описание и обоснование противопожарных разрывов; сведения о наличии и технической оснащенности ближайших пожарных подразделений; анализ и подтверждение тактико-технических возможностей пожарных подразделений по спасанию людей и тушению пожаров в проектируемом здании; описание и обоснование проездов и подъездов к объекту; обоснование проектных решений по обеспечению доступа пожарных подразделений для тушения пожара и спасания людей.

3. В подразделе «Категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности»: сведения о принятых категориях по взрывопожарной и пожарной опасности помещений и наружных установок; обоснование принятых категорий зданий.

4. В подразделе «Ограничение распространения пожара»: описание и обоснование проектных решений по разделению здания на пожарные отсеки и пожарные секции (по площади и по функциональному назначению); сведения о принятой пожарно-технической классификации здания (степень огнестойкости, класс по функциональной пожарной опасности); сведения о принятых пожарно-технических показателях строительных конструкций и их элементов (пределы огнестойкости, классы пожарной опасности); описание и обоснование противопожарных преград и заполнений проемов в них; описание основных конструктивных решений; описание и обоснование огнезащиты строительных конструкций и их элементов; сведения о легкосбрасываемых конструкциях.

5. В подразделе «Обеспечение эвакуации людей»: описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасной эвакуации людей при возникновении пожара; описание основных объемно планировочных и конструктивных мероприятий в части эвакуационных путей и выходов, включая также отделку путей эвакуации и противодымную защиту.

6. В подразделе «Противопожарное водоснабжение»: описание и обоснование принципиальных проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, устройству проездов и подъездов к водоисточникам; описание и обоснование принципиальных проектных по внутреннему пожаротушению.

7. В подразделе «Противодымная защита»: описание и обоснование принципиальных решений по оборудованию помещений и зданий системами противодымной вентиляции; описание управления вышеуказанными системами и взаимодействия с инженерными системами здания.

8. В подразделе «Пожарная безопасность инженерных коммуникаций»: описание и обоснование основных проектных решений по обеспечению пожарной безопасности систем отопления и вентиляции, электроустановок, молниезащиты, лифтов и иных инженерных систем.

9. В подразделе «Установки пожарной автоматики»: описание и обоснование принципиальных решений по оборудованию помещений и зданий пожарной сигнализацией и установками автоматического пожаротушения; описание управления вышеуказанными системами и взаимодействия с инженерными системами здания; описание и обоснование алгоритма работы технических средств противопожарной защиты.

10. В подразделе «Оповещение о пожаре и управление эвакуацией»: описание и обоснование принципиальных решений по оборудованию помещений и зданий системами оповещения о пожаре и управления эвакуацией; описание и обоснование алгоритма организации оповещения и управления эвакуацией людей.

11. В подразделе «Пожарная безопасность при эксплуатации здания»: описание и обоснование проектных решений по обеспечению первичными средствами противопожарной защиты; описание и обоснование принципиальных проектных решений на период проведения строительно-монтажных работ и при вводе объекта в эксплуатацию очередями строительства; сведения об основных организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности; описание действий персонала и других людей на случай пожара.

12. В подразделе «Обеспечение тушения пожара»: перечень мероприятий по обеспечению безопасности для пожарных подразделений при ликвидации пожара; описание и обоснование средств спасения людей.

В графическую часть раздела «Пожарная безопасность» целесообразно включить:
- ситуационный план организации земельного участка с указанием въезда (выезда) на территорию и подъездов и проездов для пожарной техники, мест размещения источников наружного пожаротушения (пожарных гидрантов, пожарных водоемов, водонапорной башни и насосной станции);
- карту размещения противопожарных преград в здании(планы этажей) с указанием заполнения проемов;
- схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (графическая часть плана эвакуации) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара;
- схему доступа пожарных подразделений в помещения здания с использованием автолестниц (автоподъемников) – при необходимости.

Методическая основа для выделения раздела «Пожарная безопасность» имеется. Во-первых, существуют цельная законодательная база и большое количество ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации. Во-вторых, есть наделенные необходимыми полномочиями государственные органы, которые обязаны контролировать то, что сейчас распределено по профильным разделам ПСД по усмотрению разработчиков. В третьих, функционирует система оценки профессиональной компетентности специалистов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. И в четвертых, ведущие проектные организации страны имеют в штате специалистов по пожарной безопасности (как правило, на уровне главных специалистов), которые по своей профессиональной подготовке в состоянии разрабатывать профильный раздел «Пожарная безопасность».

Практика подтверждает, что при наличии в проектных организациях штатных специалистов по пожарной безопасности инженерно-технический уровень проекта в части противопожарных решений оказывается на порядок выше.

Законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности государственная экспертиза градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных и строительных проектов определена в качестве одного из основных направлений государственного регулирования в данной области.

Положительное заключение государственной экспертизы по проекту является основанием для его утверждения заказчиком и получения разрешения органов госстройнадзора на производство строительно-монтажных работ.

На последнем этапе государственной оценки полноты и качества требований пожарной безопасности в законченной проектированием ПСД контроль осуществляется органами государственной экспертизы и органами государственного пожарного надзора.

Органам государственной экспертизы поручена оценка выполнения в проектах требований технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» ТР 2009/13/BY*.

В ТР 2009/13/BY* контролю подлежат установленные существенные требования безопасности, включая механическую прочность и устойчивость; пожарную безопасность; гигиену защиты здоровья и наследственности человека, охраны окружающей среды; защиту от шума и вибрации; безопасность при эксплуатации; экономию энергии и тепловой защиты. Наряду с оценкой соблюдения существенных требований безопасности контролю также подлежит выполнение комплекса ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/13/BY*, а это – почти все ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации.

В отличие от органов государственной экспертизы органам государственного пожарного надзора законодательно предоставлено право осуществления выборочного контроля ПСД (см. ч. 3 ст. 35 закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»). При этом ключевые методические направления (что такое выборочный контроль в рамках установленного состава ПСД и на какой стадии проектирования он может осуществляться) не регламентированы или глубоко скрыты в ведомственных инструкциях.

Отсутствие четкой системы реализации установленных требований пожарной безопасности в рамках ПСД способствует неоправданной параллельной работе контролирующих органов. Так, органами государственного пожарного надзора при выборочных проверках ПСД не всегда учитываются заключения органов государственной экспертизы, принимаемые в процессе экспертизы решения и обоснования, а также объемы проектных работ и прошедшая государственную экспертизу стадия ПСД.

Государственный надзор теряет смысл, если он осуществляется с превышением предоставленных полномочий, запоздал и реально не способствует соблюдению установленных требований безопасности, что в конечном счете препятствует функционированию объектов.

Определенные затруднения при проведении проверок ПСД связаны с тем, что требования пожарной безопасности по определенному вопросу изложены в нескольких ТНПА и разобщены в них по тексту. Для оценки полноты и качества соблюдения установленных противопожарных требований при рассмотрении ПСД необходимо учитывать не только наличие нарушения требования ТНПА, но также объемы и границы проектных работ, степень проработки проектных решений на данной стадии проектирования.

Учитывая, что в разработанных проектах мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, как правило, не конкретны и субъективно распределены по разделам, понятие «выборочного контроля» органов государственного пожарного надзора также является скрытым от заинтересованных организаций – заказчиков, разработчиков проектов и органов экспертизы. Из-за такой неопределенности иногда возникают вопросы: что именно подлежит контролю, в каком объеме и на какой стадии?

В системе оценки профессиональной компетентности специалистов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для руководителей проектных подразделений, авторов проекта и главных специалистов по пожарной безопасности постановлением Министерства архитектуры и строительства от 23.03.2017 № 9 установлены квалификационные требования в части наличия образования по направлению (специальности) «Пожарная и промышленная безопасность» лишь по одной специализации аттестации – «связь и сигнализация» (см. п.п. 2, 21, 22 «Положения об аттестации...»). Очевидно, имеется в виду, что пожарная безопасность при проектировании обеспечивается только для систем пожарной автоматики.

Для специалистов-экспертов органов государственной экспертизы Госстандартом Республики Беларусь установлена система оценки профессиональной компетентности (по ТКП 5.1.06-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Процедуры сертификации профессиональной компетентности персонала. Основные положения»).

В отличие от специалистов органов государственной экспертизы и разработчиков ПСД система допуска (аттестации) не предполагает специальную подготовку специалистов надзорных органов для оценки проектных решений на соответствие требованиям пожарной безопасности. Для того чтобы осуществлять контроль ПСД, действующим работникам государственногоn  пожарного надзора достаточно лишь иметь диплом по профильной специальности – никаких лицензий, сертификатов и прочих документов не нужно. Однако такой специалист должен проработать немало лет в данной области, прежде чем сможет выборочно рассмотреть ПСД на требуемом уровне.

При отсутствии прозрачности правил проведения выборочных проверок и неоднозначности многих требований ТНПА такая диспропорция в квалификационных требованиях вызывает обоснованные возражения и требует урегулирования между заинтересованными органами управления.

В Национальном комплексе ТНПА в области архитектуры и строительства имеется соответствующий блок 2.02 «Пожарная безопасность», в который в настоящее время входят 11 ТКП, утвержденных Минстройархитектуры. Учитывая, что требования пожарной безопасности содержатся и в других ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, конкретные противопожарные мероприятия невозможно полностью извлечь из всех профильных разделов и включить в раздел «Пожарная безопасность». Поэтому проектные решения, затрагивающие требования пожарной безопасности, не снимают ответственности с авторов этих разделов за разработку конкретных (узкопрофильных) противопожарных мероприятий.

Введение в состав ПСД обязательного раздела «Пожарная безопасность» позволит систематизировать и оптимизировать противопожарные требования действующих ТНПА на единой методологической основе для конкретного объекта, повысить качественный уровень проектов в части соблюдения противопожарных требований, конкретизировать компетенцию и ответственность разработчиков разделов проекта, уточнить сферу полномочий государственных контрольных органов и снять излишние барьеры и разногласия при оценке полноты и качества ПСД.

Сергей Залесский, Архитектура и строительство № 5 / 2017
Обратите внимание:  
🫵 А ВЫ прислали письма для Архива разъяснений стройотрасли?!
Ждем ваших писем-разъяснений от МАиС, Стройтехнорм, Экспертизы, МЧС, БСЦ, РНТЦ и т.д. для наполнения  разрабатываемого Архива писем-разъяснений стройотрасли.

 Страницы: [1]   

  Системы безопасности (в разделе 2181 тем)
Подработки и вакансии (всего 43):

 
Изменение № 3 СН "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
13.02.2024 введено изменение № 3 СН 2.02.03-2019 "Пожарная автоматика зданий и сооружений">>
Опубликованы Изм. №2,3 к СН "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
На Право.бай опубликованы Изменения №2 и №3 к СН 2.02.03-2019 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".>>
Утвержден регламент: Получение лицензии по пожарной безопасности.
Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по «Получение лицензи...>>
Новые требования лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
Опубликовано Постановление СовМина, определяющее требования к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемую деятельность п...>>

Лицензионные требования МЧС к проектированию пожарной автоматики

Расширен перечень НПА РБ, образующих систему противопожарного нормировании.

Системы пожаротушения - мировые стандарты.

Изменение №2 СН 2.02.03-2019 Пожарная автоматика зданий и сооружений.

Методика расчёта времени автономной работы источников бесперебойного питания.

Проект изменения №2 ТКП 316-2011.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 106, всего 34705(+22) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация