cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Водоснабжение и канализация / Белорусская система очистки сточных вод требует перезагрузки.  (Прочитано 267 раз)

 

 
В Министерстве архитектуры и строительства Беларуси 16 августа состоялась конференция, посвященная реальным экологическим угрозам для белорусских водоемов. Одна из таких проблем – отсутствие в стране контроля за качеством промышленного оборудования для очистки сточных вод.



На конференции выступили:
- Дмитрий Игоревич Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь;
- Анатолий Дмитриевич Гуринович, профессор, д.т.н., БНТУ;
- Дмитрий Ильич Станкевич, директор компании «РодолитАква».

Как заявил заместитель министра строительства и архитектуры Дмитрий Семенкевич, проблема очистки сточных вод сегодня должна рассматриваться на всех государственных уровнях.

Как отметил Дмитрий Семенкевич, оборудование сегодня нельзя оценивать только с точки зрения того, как оно очищает воду, но и какой экономический эффект дает.

«Тема чистоты водоемов больше всего находится в компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и требования к предельной концентрации загрязняющих веществ сегодня являются техническими условиями к производителям оборудования», - отметил Дмитрий Семенкевич.

"У меня вызывают вопросы, насколько эти требования сегодня экономически обоснованы. Я, как гражданин, хотел бы жить в самом чистом пространстве, но нужно исходить еще из экономической целесообразности. Многие требования, которые мы заложили в том числе и в Водном кодексе, они для белорусской экономики очень затратны. Тот же опыт строительства белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» показал, что требования по качеству очистки сточной воды, они даже выше, чем требования по качеству питьевой воды. Можно, конечно, выдвигать такие требования, но насколько они экономически целесообразны? Мы прекрасно понимаем, что можно иметь чистую воду, но не иметь вообще никакой экономической деятельности, никакой занятости и никаких рабочих мест. Поэтому нужно выбирать золотую середину", - заявил замминистра.

Между тем, по мнению профессора Анатолия Гуриновича, именно попытки государственных органов найти золотую середину перевели вопрос очистки сточных вод в политическую плоскость. И если перед государством на одной чаше будет молокозавод, ан другой чистый водоем, выбор делается в пользу завода. По словам профессора, есть много случаев, когда чиновников увольняли за то, что они пытались сделать не тот выбор. Результат, увы, плачевен.

Поставщики оборудования для очистки сточных вод требуют введения сертификации.
По мнению директора компании «РодолитАква» Дмитрия Стакевича, основная проблема Беларуси в том, что несмотря на наличие технических условий по очистке вод, реально они почти нигде не исполняются. Это происходит по той причине, что оборудование по очистке сточных вод в Беларуси не подлежит обязательной сертификации, как во всех других странах. Поставщик может закупить самое дешевое оборудование, чтобы получить максимальную маржу, и при участии в тендере написать любые характеристики. И ему приходится верить, так как подтвердить или опровергнуть его нельзя.

По словам Дмитрия Станкевича, в Беларуси есть три вида производителей очистного оборудования. Первые действительно производят качественное оборудование, следят за этим и постоянно совершенствуют технологии. Вторые - это просто производители больших емкостей, которые в желании иметь долю и на рынке очистного оборудования, помещают в свои емкости какие-то системы очистки, и предлагают такие системы к продаже.

«Им все равно, что засунуть в емкость, главное, чтобы назвать это очистным оборудованием», - отметил Дмитрий Станкевич.

Есть третья категория производителей, которые собирают так называемое очистное оборудование прямо в гаражах, и открыто демпингуют на тендерах, так как себестоимость их изделий, которые и очистным оборудованием назвать нельзя, очень мала. Однако проблема в том, что все это оборудование, когда зарывается в землю очень скоро буквально разваливается.

По словам Дмитрия Станкевича, многие, кто поставил такое оборудование даже не заглядывают потом внутрь и не смотрят, что с ним происходит. Стоит, ну и ладно. А чистит или нет - этот вопрос очень часто выясняется, когда приходит проверка Минприроды и берет пробы воды на выходе. Вот тогда на предприятие и накладываются огромные штрафы.

Но такой подход применяется только к частным предприятиям. Если же речь пойдет о крупном стратегическом госпредприятии, например, о молокозаводе, который дает сильно загрязненные стоки, то чаще всего чиновники закрывают на все глаза. Грязная вода без какой-либо очистки сливается в лучшем случае в городскую систему водосбора, которая и так едва справляется со своими потоками, а потом и в водоемы.

По данным государственного водного кадастра, только за последние три года сброс недостаточно очищенных сточных вод увеличился в Беларуси в 2,5 раза. Наибольшую нагрузку здесь испытывают реки Свислочь в Минске, Уза в Гомеле, Уша под Молодечно, Днепр ниже Лоева, Березина ниже Борисова, Припять ниже Пинска, Ясельда ниже Березы, Западный Буг ниже Бреста, Муховец в районе Кобрина.

Главная проблема тут в том, что ради экономики и получения денег в Беларуси меньше стали обращать внимания на природу и особенно на воду, у которой в Беларуси вообще нет единого хозяина. Одного ведомство отвечают за одно, второе - за другое, а комплексного подхода нет.

«Серый» рынок водоочистного оборудования: убыточен для экономики, губителен для экологии.
По правилам большинства развитых государств – в том числе согласно Таможенному Кодексу ЕАЭС – сертификация водоочистных сооружений обязательна, и Беларусь остается одной из немногих стран, где такого правила нет. Как отметил Дмитрий Станкевич, по этой причине «гаражные» производители водоочистного оборудования могут не только выступать на рынке наравне со всеми, но и выигрывать – за счет более низкой стоимости продукции с соответствующим качеством. Приобретается такое оборудование часто не напрямую заказчиком, а строительными компаниями, которые делают главный акцент на стоимости. Формально требования к объекту соблюдаются, но после нескольких лет эксплуатации вердикт санстанций и природоохранных организаций становится неприятным сюрпризом для владельца: нарушения правил водоотведения и сброса сточных вод приводят к превышению норм загрязнения и логичным образом – к штрафу.

Тем не менее, многие предприятия не спешат менять функционирующее на производстве оборудование, несмотря на все негативные последствия его эксплуатации. В качестве примера Дмитрий Станкевич привел одного крупного белорусского производителя, чьи расходы на водоочистку составляют более 300 миллионов рублей ежемесячно. Штрафы же за нарушение технических норм – 400 миллионов. Установка качественных водоочистных сооружений позволила бы сократить эти расходы в несколько раз и окупила себя за 4 года, но ситуация не меняется.

Впрочем, решение пользоваться некачественным оборудованием не всегда сознательное – иногда предприятия могут не подозревать о том, что приобретенное ими оборудование будет не в состоянии справиться с объемами работы для конкретного производства. Водоочистные сооружения играют важную роль в защите окружающей среды, позволяя избежать попадания опасных отходов, нефтепродуктов и т.д.  в воду и почву. Однако с такой задачей может справиться только оборудование надлежащего качества, причем подходящее для конкретных объектов – для быта требуется один тип оборудования, для промышленных предприятий иной. И с этим – как и с качеством выбираемого заказчиками оборудования – в Беларуси очень часто возникают проблемы.

А ведь это вопрос не только внутригосударственный. Другие государства принимают дорогостоящие и эффективные меры для защиты рек от сточных вод и токсических веществ, в связи с чем ждут и от Беларуси соблюдения норм по водоочистке. Они должны составлять до 0,3 мг/л для нефтепродуктов в воде и до 20 мг/л для осадочных веществ (примечательно, что для производителей ЕС эти нормы несколько выше).

Почему выгоднее платить штрафы, чем что-то менять?
На белорусском рынке сегодня в достаточном ассортименте присутствует современное оборудование, которое соответствует стандартам качества и выполняет поставленные перед ним задачи. Однако предприятия не торопятся поворачиваться лицом к экологии по ряду причин, среди которых можно обозначить:
- недостаточную информированность относительно типа устанавливаемого при прокладке инженерных систем оборудования, его качеств и функций, последствий эксплуатации;
- дефицит средств на замену, при котором выгоднее выплачивать регулярные штрафы, чем менять всю систему. Проценты при этом, к сожалению, выплачиваются за счет белорусской экологии и здоровья населения.

Может ли белорусский производитель помочь с решением этой проблемы?
Белорусские предприятия освоили производство многих типов оборудования по достаточно низкой, даже демпинговой цене. Однако качество в большинстве случаев соответствующее. Дмитрий Станкевич отметил, что сотрудничество с белорусским производителем «РодолитАква» не осуществляет – из-за отсутствия сертификатов и большого риска получить некачественный продукт. Тех, кто производит надежное оборудование, немного.

Что сертификация водоочистных сооружений даст потребителю, производителю и государству?
Дмитрий Станкевич утверждает: решение проблемы в введении обязательной сертификации для эксплуатируемых на территории Беларуси водоочистных сооружений с указанием нормативов их работы.

На фоне всего вышесказанного очевидно, что контроль за качеством поставляемых и производимых в Беларуси объектов для систем канализации, водосброса и водоочистки необходим. Это задача экономического и экологического аспектов: защита качественного оборудования от демпинговых цен повлечет за собой улучшение состояния экологии при более высоком уровне очистки.

Однако для решения этого вопроса требуется не только инициатива производителей и поставщиков оборудования – в первую очередь ее нужно решать на законодательном уровне. В частности, увеличение размеров штрафов за нарушения в данной области позволят выделить дополнительные средства на закупку сертифицированного оборудования. Дополнительной мерой может стать стимуляция заказчиков за сдачу отходов на специализированные полигоны.

О том, какие масштабы приобретает загрязнение воды в Беларуси из-за некачественного и устаревшего оборудования, можно прочитать в статье, посвященной выступлению профессора, доктора технических наук, Анатолия Гуриновича.

Основными источниками загрязнения рек Беларуси являются сточные воды, а существующая очистные сооружения не удаляют органику, азот и фосфор.
Основными источниками загрязнения рек Беларуси являются сточные воды, существующие очистные сооружения, построенные и реализующие технологии 60-80-х годов прошлого века, не могут обеспечить требуемый уровень удаления органических веществ и биогенных элементов (азота и фосфора). Об этом заявил на пресс-конференции в Минстройархитектуре, организованной компанией «РОДОЛИТ», профессор БНТУ Анатолий Гуринович.



«Нарушена естественная динамика и процессы миграции химических веществ в системе «вода – взвешенные вещества – илы. Усилились процессы вторичного загрязнения воды. Резко снизилась буферная емкость воды и уменьшилась способность ее к самоочищению. Большинство рек Беларуси на всей или значительной их протяжённости загрязнено биогенными элементами (соединениями азота и фосфора) до уровня и выше ПДК, что вызывает усиленную их эвтрофикацию» - считает профессор.

По его мнению, анализ НПА и ТНПА в области водного хозяйства свидетельствует о разрегулированности правовых отношений между государственными органами,  хозяйственными субъектами и водопотребителями по причине отсутствия ЕДИНОГО  компетентного органа на принятие соответствующих НПА и ТНПА  отсутствии единых определений основных терминов и понятий в области водного хозяйства ( водный объект, вода питьевая, нецентрализованное водоснабжение и др.), делающих невозможным четкое установление  сферы  ИХ действия  , а также  границ ответственности  государственных органов  использовании многочисленных устаревших НПА и ТНПА, требующих их  переработки и внесения поправок.
неисполнении отдельных положений  НПА и ТНПА.

«Решение проблем чистой воды зависит не только от наличия воды, но и от: социальных  и экологических  условий страны; процессов  управления  водным хозяйством,  компетенцию, профессионализм  и  потенциал  управляющих их структур;  способов руководства, включая проблемы политического вмешательства, прозрачности, коррупции, нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, наличия и оптимизации инвестиций, технического уровня применяемых технологий, уровня подготовки кадров и образовательных процессов, состояния науки и  проводимых исследований  по  водным проблемам» - считает Анатолий Гуринович.

«Мы должны признать, что узконаправленный, руководствующийся выгодой подход к такому ценному элементу жизни, которым является вода, ведет не только человечество, но и всю жизнь на нашей планете в тупик» - заключил профессор.

Эффективность и безопасность оборудования для очистки коммунальных и производственных сточных вод является гарантом здоровых водоемов в масштабах не только отдельно взятого региона, но и всего земного шара. В Беларуси оборудования для очистки сточных вод не подлежит обязательной сертификации. Качество промышленных фильтров для очистки сточных вод подтверждается только «честным» словом производителя.

На этом фоне в Беларуси получил развитие «серый» рынок водоочистного оборудования. Недобросовестные производители освоили «гаражное» производство некачественных, зато дешевых систем водоочистки. При этом ответственным производителям оборудования, эффективность которого зачастую подтверждена иностранными сертификатами соответствия, сложно конкурировать с подделками по цене.

Сточные воды промышленных предприятий чрезвычайно токсичны. Основным и самым опасным загрязнителем являются нефтепродукты. Тяжелые фракции оседают на дно водоемов, более легкие компоненты — создают плавающую на поверхности нефтяную пленку. Из-за уменьшения количества кислорода водоемы начинают задыхаться, гибнут не просто единичные водные обитатели, а целые экосистемы. Живая вода становится мертвой.

Производимые ими стоки по зубам только сложным многоуровневым системам водоочистки. Использование недоброкачественного оборудования наносит экологический урон, реальные масштабы которого оценить невозможно. Сброс в водоемы плохо очищенных стоков приводит к загрязнению водоемов и ухудшению качества воды, болезням и заморам рыбы, гибели других водных обитателей. Нарушаются и гибнут водные экосистемы, подвергаются опасности здоровье и жизни людей.

Предприятие, добросовестно установившее водоочистное оборудование, может не знать, что качество очистки его стоков оставляет желать лучшего. Проверить и доказать факт загрязнения водоемов сточными водами проблематично, а ответственность за нарушение экологического законодательства в масштабах предприятий незначительна.

В большинстве стран производители систем водоочистки обязаны проходить сертификацию соответствия нормам. Тем самым они доказывают, что их оборудование эффективно справляться не только с очисткой высокотоксичных сточных вод, но и большими объемами сточных вод. Белорусский рынок систем водоочистки все еще не поставлен на цивилизованные рельсы.

Компания "ИвентМедиа
serg_Minsk ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Профи   - Профи   - Профи  28 Августа 2017
Репутация: 1  [+] , сообщений: 120 ,  Belarus

 
немного не понятна целевая аудитория критики.
если речь про промышленные предприятия-то у них свои инстанции. и соответственно свой класс оборудования и требования.
при чем тут "гаражные"  системы.
если речь про ЛОС , то насколько я знаю-этот класс вообще ни как не определен и нет такого законодательного определения в частном строительстве.
...
Обратите внимание:  
🫵 А ВЫ прислали письма для Архива разъяснений стройотрасли?!
Ждем ваших писем-разъяснений от МАиС, Стройтехнорм, Экспертизы, МЧС, БСЦ, РНТЦ и т.д. для наполнения  разрабатываемого Архива писем-разъяснений стройотрасли.

 Страницы: [1]   

  Водоснабжение и канализация (в разделе 1417 тем)
Подработки и вакансии (всего 47):

 
Изменение №1 СН 2.02.02-2019 Противопожарное водоснабжение.
Постановлением Минстройархитектуры от 18.08.2023 № 84, опубликованным на Pravo.by 20 октября 2023г....>>
Нормотворцы-онлайн: СП Системы внутреннего водоснабжения и канализации зданий.
В рамках нового формата онлайн-общения с нормотворцами обсуждение: СП "Системы внутреннего водоснабжения ...>>
Обсуждаем проекты изменений СН по разделу ВК.
Изменение № 1 по СН «Системы внутреннего водоснабжения и канализации зданий», СН «Канализация. Наружные сети и сооружения», СН...>>
Вводятся в действие: СП «Водопроводные сети и сооружения».
С 25 мая 2023 г. Постановлением МАиС от 17.03.2023 № 27 вводятся в действие СП 4.01.04-2023 «Водопроводные сети и сооружения».>>

С 10 марта: СП «Водозаборные сооружения» и «Сети наружной канализации и сооружения на них».

Госстройнадзор выявляет дефекты при строительстве станций обезжелезивания.

РФ: Обновился СП по водоснабжению.

Новые правила проектирования и строительства систем водоотведения из ПВХ.

В октябре вводится СП "Канализационные насосные станции".

Экоинновации в строительстве очистных сооружений.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 400, всего 34423(+32) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация