cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Архитектор ЭНЭКА: «Я соединила два “пазла” — тягу к творчеству и логике».  

 

 
В её семье были и художники, и люди с тонким чувством прекрасного, но к архитектуре Александра Станкевич пришла своим, особым путём.

С детства она одинаково увлекалась сложными конструкторами и рисованием, прекрасно понимая, что «на одном рисунке не заработаешь». Математический склад ума и любовь к творчеству привели её в профессию, где логика встречается с искусством. Сегодня Александра — архитектор-концептуалист студии «АР-6» в компании «ЭНЭКА». Мы поговорили о том, как рождается современная архитектура, почему эмпатия важнее алгоритмов и чем библиотека может помочь целому городу.

Два пазла: математика и красота

«Я просто соединила два “пазла” — тягу к творчеству и логике», — говорит Александра о своём выборе. Её карьера началась со второго курса университета в белорусских студиях, где она проектировала пространства для индивидуального. Сейчас в «ЭНЭКА» она работает с более масштабными и концептуальными проектами, где за каждой формой стоит история.

— Какой был ваш самый важный первый шаг в профессии?

— Самое первое, что я сделала, готовясь к работе, — стала изучать архитектурный сленг и стадийность проектирования. В вузе учат теории, а на практике все говорят на языке сокращений — ПЗ, РД, КМ. Я боялась выглядеть глупой, но теперь понимаю: самое правильное — сразу спрашивать. Это не только быстрее проясняет всё для тебя, но и напоминает коллегам, что эти знания не очевидны.

— В чём главный совет тем, кто только начинает?

— Погружаться в практику. Освоить софт — необходимо, но у этого есть предел, а у понимания реального проектирования — нет. Стремитесь увидеть всю цепочку: проситесь на встречи с заказчиками, чтобы избавиться от страха, ищите возможность выезжать на стройку. Архитектор-джедай — это тот, кто познал все стадии: от идеи в софте до её воплощения в камне.

Философия: смысл, эмпатия и баланс

— Что для вас концептуальная архитектура сегодня?

— Это то, без чего здание не имеет полноценного значения. Сейчас границы между архитектурой, творчеством и искусством стёрлись. Любой объект мы начинаем с концепции — даже в, казалось бы, простых проектах мы пытаемся вложить смысл, привнести что-то из сферы искусства.

По её мнению, главный инструмент архитектора сегодня — не профессиональный софт, а эмпатия. «Если отдать всё на волю логики и компьютера, архитектура перестанет быть человечной», — уверена она. Второй ключевой навык — насмотренность, умение не просто копить образы, но анализировать их и создавать новое.

Она предостерегает коллег от «токсичной продуктивности» — состояния, когда архитектор должен быть профессионалом 24/7. «Важно уметь переключаться. Если ты только архитектор, ты перестаёшь быть потребителем пространства. А это необходимо, чтобы понимать других». Даже в путешествиях профессиональный взгляд не выключается — но Александра видит в этом плюс: «Так я набираюсь опыта. Это добавляет глубины восприятию».

— А каково соотношение рутины и творчества в работе?

— Это постоянный баланс. Есть этапы глубокого анализа, сбора информации, согласований — это основа, без которой нельзя. А есть моменты чистого творческого поиска, когда рождается та самая идея-«стебелёк». Важно ценить оба процесса.

Проекты: от микробиблиотеки до научного центра

Совсем недавно мы участвовали в международном конкурсе на проект микробиблиотеки и попали в шорт-лист финалистов. Задача была спроектировать очень маленькое здание, связанное с выбранной нами территорией.

Нашей команде было важно продвинуть идею белорусской культуры, найти национальную проблематику и показать сильную локальную идею. Мы выбрали город Браслав, известный своим музыкальным фестивалем. Для нас он стал такой «Золушкой»: на 2-3 дня он преображается, наполняется людьми и жизнью, а в остальное время затихает.





Нашим проектом мы хотели вдохнуть в этот город жизнь вне сезона, показать, как архитектура может объединять людей. Это пример того, как смысловой посыл может оживить не просто здание, а целую городскую экосистему.

Однако настоящим вызовом, где концепция рождалась в плотном диалоге с заказчиком, стал проект научно-исследовательского центра.

— В чём была уникальность этой задачи?

— Это был объект, уникальный по своему функциональному наполнению. Нужно было объединить под одной крышей несколько разноплановых научных блоков — от теоретических исследований до опытных лабораторий. Фактически, создать целый научный кластер как единый организм, а не набор корпусов.

Главным вызовом стала смысловая задача. Заказчик хотел не утилитарное здание, а современный, символичный объект — визитную карточку, отражающую дух инноваций. Мы начали с глубокого анализа работы подобных центров и поняли, что ключевая метафора — «обьединение».

— В каком ключевом решении это воплотилось?

— Архитектурно мы отошли от идеи монолитного блока. Центр был организован вокруг центрального атриума — «плазы», многосветного общественного пространства, залитого светом. Вокруг него, как модули, группировались исследовательские блоки. Их фасады, облицованные разными материалами, символизировали разные научные направления. Атриум стал физическим и визуальным «коммуникатором»: сквозь него проходили открытые галереи, лестницы, переходы. Учёный, двигаясь по зданию, постоянно видит коллег, жизнь центра. Это пространство для неформальных встреч и спонтанных обсуждений. Так архитектура стала инструментом для коллаборации.



— То есть смысл вырос из самой функции?

— Именно. Мы вывели концепцию из сути деятельности заказчика. Образ центра — это метафора научного процесса: изолированные исследования ведут к открытиям, но прорыв рождается на стыке дисциплин, в точках пересечения, которыми стал атриум. Заказчику этот подход был очень близок. Он видел, как форма следует не только функции, но и философии их работы. В итоге мы получили сильный образ, где каждая деталь работала на общую идею. Этот проект подтвердил для нас принцип: идеальный концепт всегда прорастает из диалога и глубокого понимания. Когда архитектура становится активным участником, формирующим культуру внутри, — это и есть высшая цель.

Процесс: от «белых кубиков» до финальной подачи

— Как же выглядит ваша рабочая цепочка от идеи до реализации?

— Всё начинается с анализа территории — это база. Затем мы оцениваем, какая глубина концепции нужна: где-то достаточно сильного визуального образа, а где-то, как с библиотекой, требуется настоящее погружение в историю и культуру. Собранную информацию мы выносим на «бесконечные доски», группируем и начинаем мозговые штурмы.

В команде Александры, где всего четыре человека, концепция рождается органично. «Мы начинаем “разрастаться”, как дерево. Появляется стебелёк-идея, а от него отрастают веточки». Особенность их процесса — практика ,где коллеги сознательно пытаются «утопить» идею, чтобы проверить её на прочность. Только то, что выдерживает этот натиск, идёт в работу.

Затем начинается работа с объёмом — как у скульптора, с «белых кубиков». Параллельно сразу сверяемся с нормативами. Финальный и критически важный этап — подача. «Для нас важно не только создать идею, но и ясно её выразить. Для этого у нас есть фирменный графический шаблон, который экономит время и создаёт узнаваемый стиль», — отмечает Александра.

Инструменты: BIM, AI и уникальный почерк

— Какие инструменты незаменимы в 2024 году?

— Основа — это BIM (Revit) .Я всегда настаиваю: это must have для начинающего. AI-инструменты мы активно внедряем для визуализации и генерации образов, но не для создания проектов с нуля. Мы ценим свой интеллектуальный ресурс. Нейросети не заменяют мышление, а ускоряют воплощение.

При этом в самой архитектуре команда избегает штампов, зато выработала узнаваемый почерк в подаче проектов — фирменный графический шаблон, основанный на динамике кругов (отсылка к логотипу «ЭНЭКА»), который стал частью визуального стиля всей компании.

Идеальный заказчик и портрет команды

— Идеальный заказчик для вас — какой он?

— Это тот, кто выбрал именно тебя или твою команду. Поясню: есть те, кто выбирает стиль, стоимость или технологию. А есть те, кто выбирает подход и личность. Когда заказчик понимает, как ты работаешь, разделяет твои ценности и доверяет профессиональному видению — это идеально. В основе лежит качественная коммуникация и взаимное уважение.

— Каким вы видите идеального члена вашей команды?

— В здоровой команде важны оба типа. Нужны «узкие» гении — эксперты в конкретной области, чья глубина знаний решает сложнейшие задачи. И так же нужны «широкие» универсалы, которые видят картину целиком и увязывают разные аспекты. Идеальная команда — баланс глубины и широты.

Взгляд в будущее: новая роль и развитие

— Компания ищет руководителя концептуальной архитектуры. Как вы к этому относитесь?

— Я считаю, «ЭНЭКА» выходит на уровень, когда концептуальная архитектура может стать отдельным бизнес-направлением. За три года мы отлично наладили внутренние процессы. Ключевая задача сейчас — укрепление связей с внешним миром и самопрезентация. Нам важно выработать и транслировать вовне наш собственный, узнаваемый почерк.

Новый руководитель должен стать той осью и драйвером, который задаст стратегическое направление. Его личность и видение станут лицом нашего направления.

— Что для вас было бы самым ценным в таком руководителе?

— Разумная свобода внутри рамок. Мы и так ограничены ТЗ, нормативами и сроками. Ключевое — чтобы руководитель был стратегом и защитником. Ценна помощь в выстраивании отношений с заказчиками, в отстаивании наших идей на верхнем уровне. Его критика должна быть конструктивной и направленной на развитие проекта, а не на микроменеджмент. Наша команда свободолюбива и самоорганизована, мы ценим возможность работать в том режиме, который эффективен для вдохновения.

История Александры — это история о поиске гармонии между, казалось бы, несовместимым: детальным расчётом и полётом фантазии, жёсткими нормативами и поэзией пространства. Её путь доказывает, что архитектура будущего создаётся не в противостоянии, а в диалоге — с контекстом, с людьми, с самим собой.

Сегодня «ЭНЭКА» стоит на пороге нового этапа, где концептуальное мышление становится ключевым драйвером. Мы ищем руководителя концептуальной архитектуры — не просто менеджера, а лидера-визионера, который, подобно Александре, умеет соединять «пазлы». Того, кто сможет увидеть в техническом задании — философию, в ограничениях — потенциал, а в команде единомышленников — силу для создания архитектуры со смыслом. Если ваш профессиональный код основан на глубоком понимании, смелости и желании формировать будущее, — возможно, это ваш шанс стать той самой «осью», вокруг которой будут собираться следующие значимые проекты. Давайте создавать это будущее вместе.

☎️Звоните: +375 (29) 383-01-16
🌐Пишите в тг.: @JOB_ENECA
 Архитектура и дизайн (в разделе 1702 тем):
Вакансии и объявления подряда (всего 49):

 
Инженерно-технический центр "Алютех". Проекты года - 2025!
Контраст, между ультрасовременным объектом и окружающей незастроенной средой, это как две разные стихии, которые соседствуют друг с другом, создавая завораживающие пейзажи...
Определение типовых потребительских качеств жилых помещений.
Постановлением МАиС РБ от 28 августа 2025 г. № 99 утверждена Инструкция по определению типовых потребительских качеств жилых помещений.
Что должен уметь Архитектор и Конструктор по версии Минтруда.
Постановлениями МАиС от 27.12.2024 № 113,114 утверждены профессиональные стандарты для архитекторов и конструкторов.
Как Нотр-Дам восстанавливали...
Не мог обойти тему завершения пятилетнего восстановления после пожара в 2019 году Собора Парижской Богоматери. В теме собраны видео строительных работ...

Уникальное обсуждение проекта профстандарта «Архитектор».

Восток дело тонкое и... Очень длинное!

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и...

Размышления по новому СП "Ремонт и модернизация зданий и...

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.

Архитектурное образование заочно? А почему бы и нет!
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 360, всего 39675(+14) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация