cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Акустический дискомфорт, или Нормативы не панацея от шума.  (Прочитано 204 раз)

 
Репутация: 153  [+] , сообщений: 3 386 ,  Администратор Proekt.by, cтаж: 11 лет Belarus
Редактировал 16 Октября 2017 - Админ;  15 Октября 2017
Английский архитектор Ричард Мазух назвал акустику «невидимой архитектурой». Эта фраза о проектировании опыта пребывания, а не внешнего вида, чтобы у нас были пространства, которые звучат так же хорошо, как и выглядят, которые подходят своему назначению, улучшают качество жизни, наше здоровье и настроение, социальное поведение и продуктивность.

Почему спроектированные по действующим нормативам помещения порой оказываются непригодными для использования по назначению из-за плохой акустики. На каком этапе следует позаботиться об акустическом комфорте? Как оптимизировать затраты на звукоизоляцию и что такое акустический дизайн? Эти вопросы стали предметом обсуждения на конференции «Современная звукоизоляция и акустика зданий и сооружений», организованной РУП «Стройтехнорм» при поддержке Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Нормативы не панацея от шума.
Совсем недавно, выбирая квартиру, потенциальный покупатель интересовался только ее площадью, планировкой, отделкой. Сейчас начинают принимать во внимание и тип здания — монолитный, панельный, кирпичный. Довольно странно, что на этапе покупки или строительства жилья акустические свойства помещения и возможность обеспечить защиту от шума интересуют потребителя в последнюю очередь, считает заведующий научно-исследовательской и испытательной лабораторией строительной акустики и вентиляционных систем РУП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» Борис МОСКАЛИК.

Эксперты советуют подумать обакустическом комфорте жилища заранее. Дело в том, что звукоизоляция определяется прежде всего массивностью ограждающих перегородок — потолка, пола и стен, архитектурными особенностями, конфигурацией помещения и только потом качеством звукопоглощающих материалов.

— К сожалению, у нас пока нет нормативных требований ко времени реверберации, хотя для оценки акустических свойств проектируемых помещений именно этот показатель является одной из самых значимых характеристик, — сетует эксперт. —Для обеспечения акустического комфорта белорусские проектировщики руководствуются ТКП 45-2.04-154-2009 Защита от шума. Строительные нормы проектирования и ТКП 45-2.04-127-2009 (02250). Правила проектирования звукоизоляции, в которых приводится, как выполняется акустический расчет помещения.

Кроме того, у нас в республике принят технический регламент 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». В статье пятой документа указаны существенные требования безопасности, одним из которых является защита от шума и вибрации. В соответствии с этим здания и сооружения должны быть запроектированы так, чтобы при их эксплуатации обеспечивался акустический комфорт.

Акустические свойства помещений и конструкций оцениваются методом расчета, лабораторными и натурными испытаниями, которые определяют фактические физические свойства конструкций. По словам специалистов, c лабораторными испытаниями и расчетами в Беларуси проблем нет: отечественные эксперты с ними знакомы и проводят постоянно. Что касается натурных испытаний, то здесь у участников рынка снова возникают вопросы.

Основными источниками шума в жилых помещениях являются технологическое оборудование, бытовые приборы. Для расчета важно знать шумовые характеристики этого оборудования — уровень звуковой мощности в октавных полосах звуковых частот 31,5 – 8000 Гц.

Опыт показывает: в сопроводительной документации эти параметры производителями указываются не всегда корректно, что не позволяет выполнять точные расчеты. Поэтому, по мнению эксперта, нелишним было бы проводить натурные испытания для определения фактических шумовых показателей агрегатов до момента их установки. Затраты на это не велики, особенно в сравнении со стоимостью мероприятий по снижению до норматива уровня производимого ими шума в случае необходимости.

— Сегодня в Беларуси делается упор на энергоэффективные дома, например, где применяют системы принудительной вентиляции с рекуперацией тепла, которые работают круглые сутки и увеличивают шумовую нагрузку в разы, — замечает Борис Федорович. — Проектировщикам следует обратить внимание на воздушный, аэродинамический, структурный шумы, объединяющиеся в одном здании. И первый вопрос, который должен волновать специалиста: где расположить системы вентиляции и как обеспечить звукоизоляцию помещения. Все методы уже расписаны — дело за малым: соблюдать требования нормативных документов.

По словам Бориса МОСКАЛИКА, в последнее время проектировщики получили больше свободы в планировке жилых и сантехнических помещений, размещении инженерных систем с тем условием, что будет обеспечена комфортная акустика в соответствии с требованиями ТНПА. Принят СТБ EN по методам измерения шума. Однако система, которая позволяла бы проводить эти измерения фактических показателей уровня шума и давать оценки, не создана.



— Мы проектируем в соответствии с требованиями стандартов. Но это проектирование, а есть еще эксплуатационные характеристики, которые определяются требованиями и по методикам Минздрава. К сожалению, наблюдаются большие расхождения и противоречия между требованиями при проектировании и требованиями при эксплуатации, — подчеркивает эксперт. — Действующие документы разных ведомств до сих пор не согласованы.

Фактические акустические свойства помещений, кроме прочего, зависят и от качества выполнения работ, полного соблюдения технологий строительства и звукоизоляции. Реальные показатели могут быть определены только в натурных условиях. На практике такие испытания проводятся весьма редко, обычно по требованиям Госстройнадзора, когда возникают конфликтные ситуации. Возможно, было бы целесообразно проводить выборочный контроль, чтобы повысить ответственность строителей, считает Борис Федорович.

Акустический дизайн, как средство оптимизации затрат на звукоизоляцию.
Пришло время проектировать для наших ушей. Напряженное гудение автомагистрали или умиротворяющий рокот волн — звук может быть приятным или раздражающим, все зависит от контекста, и того, что мы хотим или не хотим услышать, так считает специалист в области акустики Niels Peter JKOBSEN. Он приехал из Дании, чтобы поделиться опытом акустического проектирования.

Звуком можно управлять.
Европейцев уже не удовлетворяет исключительно высокий дизайн окружающего пространства. Они идут дальше, к здоровой и удобной во всех отношениях среде. С учетом того, что только стоимость снижения шума от городского транспорта оценивается в 30–46 млрд евро в год (0,4 % ВВП Евросоюза), здесь ищут и другие возможные решения этой проблемы. Например, практикуют комплексный подход к архитектурному проектированию и строительству. Считается, что грамотное управление звуком может привести к повышению производительности труда и удовлетворенности работой, росту продаж, снижению уровня преступности.



Стремление к акустическому комфорту не означает призыва к полной тишине. По словам Niels Jkobsen, если мы знаем, как распространяется звук в помещении, его можно контролировать, используя различные материалы и приемы, в том числе дизайнерские и архитектурные.

Современные интерьерные решения — лаконичные, с большим количеством стеклянных, металлических и других гладких поверхностей — не всегда благополучны с точки зрения акустики. Для их звуковой адаптации используют конструкции разбивающие, нарушающие это однообразие. Хорошего эффекта можно добиться, усложняя рельеф пространства, включая в него крупные выступающие объемы, усложняя формы отдельных элементов, структуру поверхностей, «играя» со звукопоглощающими материалами и т д.

— Наша цель сократить время реверберации — время, в течение которого звук задерживается в комнате из-за многократного отражения, — считает эксперт. — Для этого нужно, чтобы он потерял свою энергию, разбиваясь о созданные архитектором препятствия, затухал, встречаясь со звукопоглощающими материалами. «Распыление» звуковых волн по многим направлениям вместе с эффектом диффузии обеспечивает необходимое снижение их энергетического уровня.

Рассчитывать только на звукопоглощающие свойства материалов недостаточно, уверен Niels Jkobsen, и призывает проектировщиков, работая над оформлением помещения, не забывать физику. Как, например, округлые стены влияют на акустику. Он напомнил, что выпуклые поверхности рассеивают звук. Вогнутые стены или перегородки напротив концентрируют звук внутри пространства (вот почему овальные кабинеты так хороши для ведения переговоров).



— Изменяя форму стен, грамотно используя специальные материалы, помня о свойствах звука даже при разработке мебели, можно достичь очень хорошего акустического эффекта. Качественное звуковое оформление помещения требует совместной работы архитектора и специалиста по акустике, — отметил Niels Jkobsen.



Как выбрать и разместить акустические материалы для большего эффекта.
Если проектировщик ориентируется только на звукопоглощающие свойства материала вне зависимости от области и способа его применения, то ему не удастся добиться необходимого эффекта. Размещение материала имеет еще большее значение, чем его характеристики.

Чем выше комната и чем меньшего времени реверберации необходимо достичь, тем больше звукопоглощающего материала нужно использовать.

В игровой комнате детского сада время реверберации должно находиться в пределах от 0,6 до 0,8 секунды. Для достижения такого результата господин Jkobsen рекомендует покрывать звукоизоляционными материалами до 40 % стен и весь потолок. В школьных классах — весь потолок и 15 % стен.

Время реверберации для офисных помещений — 0,3–0,4 секунды. Здесь акустические панели должны покрывать до 80 % потолка и не менее 15 % стен. Если в комнате есть стеклянная стена, важно расположить звукопоглощающий материал на противоположной стороне.

Европейцы все серьезнее относятся к акустике жилых помещений. В скандинавских странах сейчас это — самая быстро растущая часть рынка. Для стандартных квартир эксперты рекомендуют использовать акустические панели для оформления 70–80 % потолка и до 15 % стен.

Мы можем сказать, что акустика — это трехмерное явление, требующее целостного подхода. Архитектор должен оценить конечные показатели помещения, чтобы интегрировать акустику на раннем этапе проектирования, гармонизировать ее с эстетикой.

Примеры разновидностей шума, которому постоянно подвержено городское население:
Кондиционер создает шум 55 дБ. При этом уровне шума возникают нарушения сна, возрастает риск развития сердечных заболеваний. В среднестатистическом офисе зафиксирован уровень шума 65 дБ.

Движение уличного транспорта создает шум 70 дБ. Постоянная подверженность такому уровню шума без средств защиты органов слуха может привести к постепенной потере слуха.

Средний уровень шума на автомагистрали составляет около 85 дБ. При таком уровне шума федеральный закон США предписывает использование защиты органов слуха в случае длительного воздействия.

Людмила БУРАЯ, Республиканская строительная газета.
 Стр.: [1]   

 Архитектура и дизайн (в разделе 1062 тем):
Подработки раздела (4):
Цветовые решения фасадов многоквартирных жилых домов, РБ (АР)
Руководитель проектов, сеть магазинов Мила,1000$ (Все разделы)
Реконструкции складского помещения, г.Минск (Все разделы)
Разработка раздела Архитектурные решения, РБ (АР)
Фанера в современном интерьере. Выпуск 3.
Кажется, мы все немного под устали от безжизненного белого гипсокартона в домашнем интерьере. А ведь вместо него можно использовать фанеру, которая обладает естественной природной красотой. Сомневаетесь? Взгляните на эти потрясающие фанерные интерьеры и сомнения отпадут!
Вдохновение Hörmann: Порт превратили в центр автомобильной культуры.
Пример превращения старого морского порта в популярный выставочный центр автомобильной культуры. Очередной шедевр в рамках цикла фото-обзоров работ зарубежных архитекторов, которые по-настоящему вдохновляют! Объединяют все эти проекты использование самых современных качественных материалов, в том числе и продукцию компании Hörmann - межкомнатных, входные дверей и ворот.
Ворота Ryterna c новым трехмерным дизайном (3D-эффект).
Ищете специалистов для разработки разделов проектной документации?!
Применение сигнально - локализационных лент. В чем выгода?
Специальный монтаж - надежный подрядчик (ПС,ОП,ОС,ВН,СКУД,СС,АПТ,ПДЗ).
8 из 10 сертификатов ИСО 9001 аннулируются... Причины и последствия.
Ограничители перенапряжения EATON.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 201, всего 155312(+72) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Статистика и условия размещения рекламы на Proekt.by