cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Триумфальная победа белорусских архитекторов.  (Прочитано 787 раз)

 
Админ ОНЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  15 Ноября 2021
Репутация: 450  [+] , сообщений: 13 515 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Интервью с руководителем проекта о всемирном конкурсе, сложностях победившего проекта, наставниках, молодых специалистах, проблемах в проектировании и  о том, как нужно проектировать.



В области ландшафтной архитектуры есть свои конкурсы и высшие награды, которых мечтает добиться каждый профессионал. Однако самым знаковым является признание на Всемирном Конгрессе ландшафтной архитектуры (IFLA), дипломы которого называют в узких кругах «Оскарами» архитектурного мира. Ведущие зодчие мира, критики, международные эксперты, мэтры скрупулезно оценивают яркие работы этого «жанра». Впервые в числе лучших из лучших на 57-м  Всемирном форуме и саммите ландшафтных архитекторов-2021, который проходил 18–22 августа в Малайзии, белорусы. Третий приз и специальный сертификат достался создателям мемориального комплекса «Тростенец». Из-за эпидобстановки мероприятие организовали в онлайн-формате, а видеоматериалы и доклады номинантов (их было более 70) демонстрировали в прямом эфире. Эта престижная награда стала заслуженным результатом многолетней и качественной работы отечественной школы ландшафтного зодчества, которая зародилась несколько десятилетий назад.

Более подробно об участии в конкурсе, работе по созданию мемориала и в целом об архитектуре Беларуси рассказала главный ландшафтный архитектор отдела ландшафтной архитектуры и экологии УП «Минскпроект», член Союза дизайнеров Республики Беларусь, Союза архитекторов Беларуси, Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA), Европейской федерации ландшафтных архитекторов (EFLA) Анна АКСЁНОВА. Под ее научным руководством осуществлялась работа по созданию мемориального комплекса «Тростенец» и именно благодаря ее инициативе достижения ландшафтной архитектуры Беларуси зазвучали в мировом масштабе.

Путь к признанию

— Анна Алексеевна, расскажите о деятельности белорусских ландшафтных архитекторов на всемирной площадке и в целом о зарождении отечественной школы зеленого строительства.

— Во многом становление Белорусской школы ландшафтной архитектуры заслуга главного архитектора проектов  «Минскпроекта» (1973–2005) Бориса ЮРТИНА. Если бы не Борис Олегович, в Минске, возможно, и не было бы понятия «ландшафтная архитектура» и не появились бы профессионалы в этой сфере. При поддержке городских властей он создал в нашем Институте специализированную мастерскую, которая стала заниматься дизайном городских территорий. Со временем сложился коллектив профессионалов, многие здесь росли, учились, набирались опыта, а затем сами становились наставниками молодежи. Триумфальным достижением белорусских архитекторов-ландшафтников прошлого века, без сомнения, можно назвать Слепянскую водную систему. Благодаря прежнему коллективу мастерской изменился бульвар на ул. Ленина и ул.Комсомольской, похорошела территория возле универмага «Беларусь», была облагорожена Привокзальная площадь с прилегающим сквером и многие другие места. Борис Олегович изменил и мою творческую судьбу, пригласив в свою мастерскую. Проектировала объемные сооружения, занималась разработкой дизайна станций метрополитена, служила в Департаменте по охране историко-культурного наследия Министерства культуры. Но именно ландшафтная архитектура стала любимым делом, в котором удалось максимально себя реализовать. Основная заслуга в этом принадлежит Борису Юртину, он стал моим учителем, оказав значительное влияние на формирование архитектурных вкусов и приоритетов. Уходя на заслуженный отдых, передал мне полномочия возглавлять нашу ландшафтную секцию в Белорусском союзе архитекторов и вести международные дела. В 2006 году я приступила к обязанностям и стала налаживать контакты с московскими специалистами. Мы презентовали свои работы на региональных российских конкурсах, где, надо сказать, имели успех. Нам было, что показать коллегам: парк «Победы», парк «Беларусь», «Лошицкий парк», занимавшие призовые места. Затем нашим коллективом разрабатывались важные объекты для столицы и республики, такие как: территория дворцово-паркового ансамбля Дворца Независимости, площадь Государственного флага Республики Беларусь, реконструкции набережной р. Свислочь вдоль Троицкого предместья и ул. Коммунистической, парков замкового комплекса в г. Несвиже и г.п. Мир и др. Выполнено много уникальных и интересных проектов. А это значит, что дело, начатое еще в 1970-е, продолжилось! В 2010 году я была приглашена представить ландшафтные объекты зеленого строительства Беларуси на саммите европейских архитекторов в Брюсселе и голосованием была принята в члены Европейской и Всемирной федерации ландшафтных архитекторов. Мне посчастливилось стать представителем страны в этих структурах. В развитии белорусской архитектуры это большой взлет. IFLA работает на протяжении более 50 лет и сегодня объединяет 71 национальную ассоциацию из стран Европы, Азии, Америки и Африки.

— До 2020 года участие Беларуси в жизни Всемирной федерации было скромным. Вы посещали заседания Конгресса несколько раз, но только сейчас решили заявиться с докладом?

— Официальная программа Конгресса ежегодно проходит под определенной тематикой. Как только я узнала, что концепция и философия Мемориального комплекса «Тростенец» созвучны с темой форума «Прошлая история будущего», решила участвовать. Объект достойный и уже имел успех на международном уровне. Заявку подали в 2020 году, но, к сожалению, из-за пандемии Всемирный Конгресс IFLA, который проходил в Малайзии, был перенесен на 2021г. В августе мне пришло сообщение, что наши видеоматериалы к докладу были представлены к трансляции на конкурс и стали победителями. Это очередная ступенька для всей нашей школы. Из большого количества заявленных работ комиссия отобрала 70 проектов, которые оценивало многочисленное международное жюри. Никогда прежде у белорусских зодчих не было наград подобного уровня за ландшафтную архитектуру. Хотелось бы поблагодарить творческий коллектив, который разрабатывал проект мемориала в Тростенце. Архитекторов из «Минскпроекта» В. Почечуева, Е.Постникову, Л.Ширей, Е. Глаголеву, Л. Пилипенко. Надо сказать, что участвовали в проекте скульпторы К. Костюченко, К. Селиханов, творческая мастерская архитектора Леонида Левина и др.

О сложном, важном, нужном…

— Расскажите о работе над мемориальным комплексом «Тростенец». Сданы две очереди строительства, какие идеи удалось воплотить в жизнь?

— Разработка мемориала велась с 2010 года междисциплинарной группой специалистов с тщательным анализом исторических схем, библиографических фактов, связанных с лагерем смерти «Тростенец» в 1941–1944-х годах. Большую работу по проектированию проделал УП «МИНСКГРАДО» и, в частности, покойная архитектор Лидия ЗАЙЦЕВА. Она собрала много материалов по этому объекту. Однако, чтобы нам приступить к масштабному проектированию, этих материалов оказалось недостаточно, всплывали новые факты. Пришлось дополнительно работать с историческими документами, проводить исследования, сотрудничать с историками, знакомиться со свидетельскими показаниями. Для всех это был очень сложный объект с психологической точки зрения. Территория является одним из крупнейших мест массового уничтожения мирных жителей, участников антифашистской подпольной борьбы и партизанского движения, узников Минского гетто, советских военнопленных и евреев, депортированных из Австрии, Германии, Чехии, Польши и других стран Европы. По официальным данным здесь уничтожено 206,5 тыс. человек. Всплывали жуткие факты убийства людей, фотографии. Многое оказалось неожиданным для нас. Тростенец недостаточно присутствовал в культуре памяти. Но во многом потому, что нацисты сделали все, чтобы скрыть следы своего преступления. Здесь погибли люди, которые жили мирно и не готовы были воевать. Не щадили и детей. Страшно было познавать свидетельства этой трагедии, потом научилась ставить блоки. С особым трепетом мы подошли к этому проекту. Для нас стало важным сохранить память о жертвах фашизма и историческую достоверность места. Понимали, что благодаря мемориализации и кооперации историков, архитекторов, общественных организаций можем показать правду. Каждая жертва заслуживает памяти. Вся территория Мемориального комплекса составляет 112 га, проектом разделена на две части. 1-я часть — это территория лагеря смерти, где содержались узники (сохранились фундаменты построек) и урочище Шашковка с «крематорием яма-печь»; 2-я часть — территория мемориального кладбища, бывшего урочища Благовщина, где уничтожено 150 тыс. жертв фашизма. В идеологию мемориала мы заложили многовековую традицию отображать исторические события в монументальных произведениях архитектуры и ландшафтного искусства. Архитектурный и художественный образ сосредоточен на жертвах Второй мировой войны. Главной композиционной осью является «Дорога Памяти», которая ведет посетителя к памятнику-монументу «Врата памяти» (скульптор К. Костюченко). Далее маршрут следует до «крематория яма-печь». Объединяет две части мемориала «Последний путь». Территория урочища Благовщина трактуется как Мемориальный парк, в центре которого расположено кладбище с выявленными 34 траншеями-могилами. Вдоль западной границы захоронений установлены 17 бетонных пилонов, образуя колоннаду и акцентируя внимание на входе. В центре Мемориального парка задумана «площадь Несвободы» с информационной книгой памяти (не построена).

Всю боль и скорбь постарались отобразить в архитектуре, максимально сохранить аутентичность планировки, но при этом приходилось применять современные архитектурные решения, которые дали возможность создать объект на уровне XXI века.







— Помимо старых фундаментов, какие аутентичные предметы находятся на объекте?

— Сейчас на территории комплекса есть вагоны тех времен, в которых привозили на уничтожение ни в чем не повинных людей из Германии, Австрии, Чехии. В общей сложности было доставлено более 20 тыс. депортированных мирных граждан. До границ бывшего СССР люди ехали в пассажирских вагонах, но на перевалочных станциях их перегружали в вагоны для скота. Для приема узников была оборудована специальная площадка на станции. На площадке у прибывших забирали вещи и выдавали багажные «квитки» с целью предотвратить у людей тревогу за свою судьбу. И эти квитанции действительно убеждали людей, что их просто переселяют на новое место, чтобы там они «строили новую жизнь». Сегодня вагоны выполняют функцию мини-музеев. Внутри расположена экспозиция, состоящая из фотодокументов.

— Но работы на объекте еще не закончены. Что еще планируется здесь реализовать?

— Не реализован объект «Крематорий яма-печь», где сожжено 50 тыс. человек. Белорусским культурным центром духовного Возрождения ведется большая работа по созданию информационного центра. Если это осуществится, то мы получим место, где можно проводить конференции, оснастить торговые лавки по продаже литературы, а также предусмотреть социально-бытовые помещения. При инфоцентре будет администрация, а значит, хозяйственное управление комплекса сосредоточится в одних руках. Двухэтажное здание по ул. Селицкого, 82 передано Белорусскому культурному центру духовного Возрождения. Хотелось бы завершить маршрут «Последний путь», который частично реализован специалистами мастерской Леонида Левина. Не обустроено «Поле погребения», лишь высажены плакучие деревья. На этой территории узники выращивали цветы и овощи. Вскрылись факты того, что здесь рассеивали пепел из ямы-крематория. В урочище Благовщина осталась без логического завершения часть территории с захоронениями. На холме должен появиться кенотаф, обобщающий памятник всем, кто был здесь уничтожен. Требует благоустройства в Благовщине и Мемориальный парк, ведь захоронения есть не только в обозначенных ямах, но и на прилегающей территории леса. Создание Мемориального комплекса «Тростенец» — незавершенная история. Ясно, что все зависит от финансирования, а сегодня непростое время. Но продолжить работы важно, ведь Мемориал приобрел международное звучание. Здесь большая работа не только архитекторов, но и конструкторов, гидротехников, озеленителей, строителей, археологов, историков и других специалистов…

О деле всей жизни …

— Заложенные еще советской ландшафтной школой методы и подходы к проектированию, развитое чувство стиля дают основание говорить, что именно личные качества, требовательность наших специалистов к себе, глубина профессиональных познаний являются той движущей силой, которая заставляет преображаться белорусские ландшафты и создавать максимально комфортную среду для обитания человека. Анна Алексеевна, какие еще вы можете выделить национальные особенности этого «жанра» зодчества?

— Мы всегда считали, что недостаточно проложить дорожки, расставить малые архитектурные формы, выполнить озеленение территории, в каждый объект нужно закладывать глубинный смысл, тогда он привлекает интерес посетителей. Белорусская школа ландшафтной архитектуры придерживается традиции отображать исторические события в объектах, насыщать их произведениями монументального искусства, которые также несут идеологическую нагрузку. В целом сложно выделить конкретные устоявшиеся тенденции или элементы, ведь эта живая профессия, она постоянно развивается. Каждое последующее поколение вносит новые элементы и краски. Выработанный за годы творчества мой индивидуальный почерк основывается на глубоком изучении истории каждого клочка земли. Я всегда начинаю объект с изучения истории, даже если это не историко-культурная ценность. Например, парк «Победы» не имеет статуса историко-культурно наследия, но его концепция полностью построена на исторической основе. Этот важный статус парк может получить сейчас. Подчеркну, изучение истоков позволяет заложить идею и смысл в объект еще на первых порах проектирования. Всегда стараюсь аккуратно подходить к реставрации парков, при возможности максимально подчеркнуть аутентику местности, насытить философским контекстом, люблю работать со скульпторами.  Внимательно изучаю существующее озеленение. На мой взгляд, важно применять растения, адаптированные к нашим климатическим условиям, не злоупотреблять экзотическими сортами, которые порой не приживаются и не всегда органично вписываются в окружение. Неоднократно повторяю, что на объектах ландшафтной архитектуры необходимо изначально высаживать часть крупномеров для создания планировочной структуры. Конечно, этот посадочный материал дороже, чем тоненькие прутики, которые, как правило, высаживают вдоль аллей. Спустя время смотришь: два деревца здесь, два там... А аллея где? Когда после войны создавался пр-т Независимости, то вдоль него высадили 35-летние липы. Так проспект сразу раскрылся и заиграл. Ландшафт — живой организм, к нему нужен особый подход. Растения надо любить, лелеять, отдавать свою энергию и тогда они отблагодарят.

О «сорняках»….

— Формирование архитектурного ландшафта городской среды — комплексный системный процесс, для осуществления которого необходимо учитывать множество факторов. И, к сожалению, ландшафтное строительство сталкивается с рядом проблемных вопросов. Какие подводные камни вы бы выдели в отрасли?

— Во всем мире ландшафтные архитекторы достаточно востребованные специалисты. У нас они являются своего рода приложением к объемной архитектуре. Я всегда доказываю, что создание зеленой среды важно как и для объемного сооружения, вокруг которого организовано пространство, так и для отдельных объектов, парков. Зеленые насаждения — это «легкие» наших городов, которые имеют оздоровительный, эстетический, экологический, исторический потенциал. Специалистам в области ландшафтной архитектуры часто приходится быть новаторами в дизайне, одновременно занимаясь искусством и наукой для решения многих наиболее острых социальных, экологических и культурных проблем. К сожалению, зачастую на объемные сооружение заказчики не приглашают ландшафтных архитекторов, а стремятся выполнить проект «под ключ» своими силами. В большинстве своем мы получаем непрофессиональные решения. Смотришь на портфолио такого исполнителя и видишь перед собой хорошего объемщика, а вот среда не сложилась. Каждый должен заниматься своим делом.

— Пользуется ли популярностью профессия у молодежи?

— Я поддерживаю связь с нашими профильными вузами и вижу, что молодежь интересуется ландшафтной архитектурой. На защите дипломов выпускников архитектурного факультета встречаю немало талантливых, обдуманных проектов по ландшафтной тематике. Однако в государственных проектных институтах молодые специалисты не задерживаются. Ребята уходят на большую зарплату. И это боль. Как  результат: сегодня от нашей легендарной мастерской остался отдел при мастерской генерального плана. Наш коллектив с озеленителями, экологами насчитывает чуть более 20 человек, осталось шесть архитекторов. А было три бригады до 10 и более специалистов. Это говорит о том, что сейчас кризисные времена. Нет финансирования — нет заказов. Но основная проблема отрасли — тендеры. Торги выигрывают мастерские, которые предлагают реализовать проект быстро и дешево. Многие небольшие объекты, но также значимые, уходят в руки таким исполнителям. Конечно, один из пунктов учитывает опыт и наработанную практику, но основное в данном вопросе — цена и время. Были случаи, когда наш институт по этой причине не выигрывал тендер на ландшафтные исторические объекты. А ведь это наш конек! Тендерная система не дает возможности развивать престиж профессии ландшафтного архитектора. Если грамотно подходить к объекту, то нужны детальные исследования, а такие «быстрые» исполнители часто этим пренебрегают. В итоге мы имеем зеленые пространства, которые не могут развиться так, как предполагалось проектом. Качественно выполненный ландшафтный объект учитывает биологию, геологию, гидрологию, экологию и др. факторы. Порой и заказчики не понимают до конца, какие разделы важны в проекте.

— Анна Алексеевна, знаю, что сегодня у вас в работе есть интересные проекты. Расскажите, какие объекты нам еще ждать в столице, да и не только?

— Мы сейчас работаем над завершением уникального обелиска «Минск — город-герой» (капремонт с реставрацией). Прошел все согласования проект парка Дружбы народов, вся его пейзажная часть сохранится, появятся новые детские, спортивные и площадки для отдыха, велодорожка, территорию дополнят цветущими кустарниками и цветниками. Обновят пешеходные дорожки, мостики, а также существующий, но неработающий детский фонтан, расположенный вблизи входа со стороны улиц М. Богдановича и Кульман. Наш коллектив занимается проектом парка «Муравицкие холмы» в Малиновке, который входит в Лошицкую водно-зеленую систему. Специалисты «Минскпроекта» трудятся над воссозданием регулярного итальянского парка XVI века, построенного во времена Радзивилла Сиротки в составе замкового комплекса г.п. Мир. Его восстановление даст представление о ландшафтном строительстве Беларуси того периода. Планируем выйти на экспорт, участвуем в тендере  на благоустройство набережной в г. Якутске. Конечно же, хотелось бы завершить «Тростенец». Считаем это своим долгом. К каждому проекту подходим с особым отношением. Понимаем, что наша задача — создать комфортную среду для отдыха посетителей и уважительно отнестись к истории. Однозначно скажу, что работа архитектора — это всегда 24 часа в сутки. Иначе никак!

Вставка

57-й Всемирный конгресс Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA) и Всемирный саммит ландшафтных архитекторов 2021 г. объединил почти 1000 участников  со всего мира, в том числе профессионалов в области ландшафтной архитектуры и практиков. Этот международный форум организован Министерством жилищного строительства и местного самоуправления через Национальный департамент ландшафтного дизайна в сотрудничестве с Институтом ландшафтных архитекторов Малайзии. Временно исполняющий обязанности премьер-министра Мухиддин Ясин в своем выступлении на конгрессе заявил о том, что ландшафтную архитектуру необходимо рассматривать как катализатор и вклад в создание новой экономики. Политика и законодательство должны быть нацелены на обеспечение эффективного присутствия ландшафтного видения в каждом проекте развития, особенно в создании «зеленой» инфраструктуры и качественной среды обитания. По его словам, ландшафт — это «зеленая» инфраструктура, которую нация должна иметь как необходимость, дающую преимущества для людей, окружающей среды и экономике. Этот инструмент способствует выстраиванию симбиотических отношений и справедливых социальных структур для удовлетворения потребностей сообществ с учетом демографических особенностей. Он добавил, что ландшафтным архитекторам необходимо проектировать регенеративные общественные пространства, которые являются динамичными, адаптируемыми, разнообразными и многофункциональными. Правительство рассматривает общественные городские ландшафтные системы как обязательное условие для создания здоровых сообществ, способных смягчить климатический кризис. По его мнению, устойчивое развитие и ландшафтная архитектура играют жизненно важную роль в продвижении страны по траектории развития на низкоуглеродистых и устойчивых к изменению климата путях.

Беседовала Татьяна САВИЧ, фото Елена КАЗЛОВСКАЯ, Республиканская строительная газета
Админ ОНЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  15 Ноября 2021
Репутация: 450  [+] , сообщений: 13 515 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Ну а где же поздравление от нашего проф сообщества?! Ура! Молодцы - так держать!
Будаўнік ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт  15 Ноября 2021
Репутация: 77  [+] , сообщений: 767 ,  Строительная, ни большая, ни маленькая, cтаж: 28 лет Belarus

 
Цитата Админ:
Всемирном Конгрессе ландшафтной архитектуры (IFLA)
Огласите пожалуйста весь список призеров и их работы.
 samsony1    (Забанен) ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Реликт   - Реликт   - Реликт  16 Ноября 2021
Репутация: 330  [+] , сообщений: 7 505 ,  Нач.отдела, гл.инж., ГИП, техписатель Яндекса, модератор двух форумов, cтаж: 42 лет Russian Federation

 
все они просто большие молодцы
успехов во всех делах и хорошего настроения всем
Vrednaja ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Размышляющий   - Размышляющий   - Размышляющий   - Размышляющий   - Размышляющий   - Размышляющий  17 Ноября 2021
Репутация: 102  [+] , сообщений: 1 201 ,  в поиске себя, Belarus

 
Поздравления авторскому коллективу. Делают большое дело. Мне кажется, что Тростенец перекликается с государственным музеем Аушвиц-Биркенау в Освенциме (Польша).
ura_net ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт  17 Ноября 2021
Репутация: 18  [+] , сообщений: 786 ,  ИП. БКХ, ГИП, глав. спец. по строительным конструкциям, cтаж: 19 лет Belarus

 
Молодцы!!!!
Поздравляем!!!
vad25 ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Реликт   - Реликт   - Реликт  18 Ноября 2021
Репутация: 389  [+] , сообщений: 5 632 ,  инженер+, Belarus

 
это они типо вписали трубы современных пром предприятий в концепцию мемориала как отсыл к печам концлагерей получается.
интересная мысль. молодцы
Будаўнік ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт   - Эксперт  18 Ноября 2021
Репутация: 77  [+] , сообщений: 767 ,  Строительная, ни большая, ни маленькая, cтаж: 28 лет Belarus

 
Цитата vad25:
это они типо вписали трубы современных пром предприятий в концепцию мемориала как отсыл к печам концлагерей получается.
интересная мысль. молодцы
Именно такая мысль была первой когда увидел фото. Может это и не было их концепцией, но ассоциация возникла моментально.
 samsony1    (Забанен) ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Реликт   - Реликт   - Реликт  18 Ноября 2021
Репутация: 330  [+] , сообщений: 7 505 ,  Нач.отдела, гл.инж., ГИП, техписатель Яндекса, модератор двух форумов, cтаж: 42 лет Russian Federation

 
конечно это было опрометчиво, но ракурс фото можно было выбрать или визуализацию тоже.
и фотошоп тоже существует.
Админ ОНЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  18 Ноября 2021
Репутация: 450  [+] , сообщений: 13 515 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Я как-то не обратил внимание, но трубы действительно наводят дополнительный страх и ужас происходившей ситуации. Остается гадать это фишка или так вышло
raul1945 ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Любитель  19 Ноября 2021
Репутация: 1  [+] , сообщений: 15 ,  Belarus

 
Поздравляем и гордимся нашими специалистами!!!!!
Чернева Лилия ОФЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»   - Специалист   - Специалист  22 Ноября 2021
Репутация: 4  [+] , сообщений: 85 ,  ГАП, cтаж: 23 лет Belarus

 
Действительно, хотелось бы ссылку на конкурсантов и их работы)! Админ?
Админ ОНЛАЙН, открыть меню «Личное сообщение»  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  Administrator - ИнжЭкон  22 Ноября 2021
Репутация: 450  [+] , сообщений: 13 515 ,  ООО ПрофЭлектроПроект, Директор, cтаж: 19 лет Belarus

 
Ок. Подготовлю.
Обратите внимание:  
🫵 А ВЫ прислали письма для Архива разъяснений стройотрасли?!
Ждем ваших писем-разъяснений от МАиС, Стройтехнорм, Экспертизы, МЧС, БСЦ, РНТЦ и т.д. для наполнения  разрабатываемого Архива писем-разъяснений стройотрасли.

 Страницы: [1]   

  Архитектура и дизайн (в разделе 1630 тем)
Подработки и вакансии (всего 47):

 
Дипломное проектирование с разницей в 20 лет.
В рамках публикаций про обмен проектным опытом на Proekt.by прислали первый материал. Радует, что показана профессиональная преемственность поколений ...>>
Папирус VS BIM. Классика VS тренды. Важно не впадать в крайности!
На примере частного жилого дома в Торонто хочу обсудить вопрос следования трендам. А точнее, призвать не впадать в крайности...>>
"Першы" исправил архитектурную ошибку пр.Независимости?! Смотрим видео.
Президент открыл "Першы нацыянальны гандлёвы дом" и покритиковал заказчика рядом-стоящей архитектурной ошибки...>>
Обеспечение устойчивости противопожарных стен.
C учетом возможности одностороннего обрушения примыкающих к ним конструкций...>>

Спасение эвакуирующихся – дело рук не только самих эвакуирующихся.

О стиле, удобстве и красоте. Архитектор о строительстве в Минске.

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Страсти по Возрождению исторического центра Минска.

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 143, всего 34422(+33) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация